Форум » » Древние капища Москвы » Ответить

Древние капища Москвы

Светлаока: По Ивану Белкину. Москва буквально насыщена древними языческими капищами. По плотности их здесь больше, чем в какой-либо другой местности. Очень долго древняя традиция предков сохранялась в Москве. Царь Алексей Михайлович писал воеводе Шуйскому, сетуя на огромные языческие гуляния 22 декабря 1649 г. Праздновавшие славили Коляду, Усеня и "плугу", повсюду играли скоморохи, и среди "ужасов" праздника царь описывает даже массовое пьянство христианских священников и иноков. В числе районов, охваченных весельем, указаны Кремль, Китай, Белый и Земляной город, т.е. практически вся территория тогдашней Москвы. Такая живучесть традиции объяснялась тем, что Москва была основана на месте, где святилищ было больше, чем обычно, это был единый священный комплекс площадью около 8 кв. км, построенного как изображение законов мирового Коловращения. По средневековым легендам первое московское поселение было на слиянии рек Москвы и Яузы, на Красном холме. Довольно много фактов указывает на существование здесь святилища. По другому Красный холм называли Болванова гора, а старое название Верхнерадищевской улицы - Болвановка. Это древнее название упоминается в летописи за 1380 год в связи с выступлением русских войск на Мамаево побоище. Болванами называли идолов, и поэтому наличие такого топонима мы можем рассматривать как факт, указывающий на существование в этих местах языческого культа. Часто эту возвышенность называли также Швивая горка. Упоминают то слово вшивая, то траву ушву, иногда вспоминают живших здесь швецов. Но подумаем о корневой основе -сва-, от которой произошли понятия свет, свят. Таким образом, Швивая (Свивая) горка может быть переведена как Солнечная или даже Священная горка. А это совпадает со словом Красная. Получается, что Красный холм и Швивая горка - синонимы. Ещё эту местность называли Чигасы. По Далю древнее слово "чигас" означает огонь. В этих чигасах-огнях - не память ли о священных языческих кострах в период подъёма солнца (с Коляды на Купалу)?. Наиболее вероятны две точки нахождения краснохолмского капища. Первая - церковь Никиты угодника во дворе дома на Котельнической набережной. Впервые о ней упомянуто в 1476 году, когда большая дуга света одним концом упёрлась в храм Никиты. Другое необычное событие произошло в 1533 году - храм был поражён ударом молнии в алтарь - "прошибе стену и у деисуса попаЛИ злато". В раскопках непосредственно у церкви Никиты в 1997 году были обнаружены глиняные статуэтки: изображение мужчины с ярко выраженным "органом", всадника верхом на чёрте, сидящей обнажённой женщины с ребёнком у ног (возможно - рожаницы?), обнажённого мужчины с волчьей головой и бубном в руках. Статуэтки не имеют аналогов и датированы археологами 14 веком, т.е. когда Красный холм только начинал заселяться горожанами. Второе место - точка пересечения Таганской улицы и Товарищеского переулка - это самая высокая точка Красного холма, и ранее именно это место называлось "Болваны". Какому же божеству было посвящено возможное капище Красного холма? "Красными" назывались возвышенности, на которых отмечались весенние праздники (до сих пор известна Красная горка). Поэтому можно предположить, что Краснохолмское святилище посвящено божествам весны, утра, молодости, жизненного роста. Таким богом был Ярила, и не исключено, что здесь почитался именно он.

Ответов - 73, стр: 1 2 3 4 All

Светлаока: Территория нынешнего Кремля была местом купальских празднеств. Об этом говорит факт основания здесь в 9 веке первого московского храма - деревянной церкви Иоанна Предтечи. Этот святой не являлся самой главной фигурой в христианском "пантеоне", но у него была одна особенность - он по каким-то причинам стал преемником славянского языческого бога - Купалы. Доподлинно известно, что в первые века христианства на Руси было предписано ставить храмы на месте языческих капищ, по возможности сохраняя при этом их "смысловую наполненность". И поэтому - это верный знак того, что здесь существовало купальское святилище. Мыс Боровицкого холма - первоначальная площадь Москвы, чуть больше одного гектара. Нет окончательного мнения, что же было на этом мысу - поселение, капище или то и другое вместе. Зато известно, что в центре этой территории находился священный камень. Очевидцы описывают его как "четырёхгранный известковой породы.. длиной почти в аршин". Именно над ним и была построена упомянутая Предтеченская церковь. Камень был вписан в церковный алтарь, и первые московские христиане с уважением относились к древней святыне. В 1461 г. по указу царя Василия Третьего обветшавшая церковь была заменена каменной, но священный валун не потревожили. Вплоть до 19 века он находился в пределе церкви и пользовался массовым поклонением как чудотворный. В 1847 году по личному приказу митрополита Филарета и древнейшая церковь, и священный камень были снесены за одну ночь. Кстати, под алтарём при сносе были обнаружены лошадиный череп, коровьи и бычьи кости, которые были расценены как останки жертвенных животных. Ревнители старины были возмущены. Филарет ответил тако:"Простите меня, что я поклоняюсь древним иконам и прочей святыне, а не рассевшимся камням Василия Тёмного". Таким образом святейший совершил преступление против отечественной культуры: если вдуматься, Камень и был тем "сердцем", вокруг которого образовалось поселение на Боровицком холме, а следом за этим - и вся Москва, и вся Московская Русь. Погибший Камень был святыней национального значения. На Юге Красной площади - Лобном месте - также происходили обрядовые действа, это место было названо "особым".

Светлаока: Чертольем назывался район к западу от Кремля. Здесь - редкостное скопление географических названий, имеющих языческую основу - Чертолье, Чертольские улицы, ручей Черторый, Волхонка, Власьева слобода и два Власьевских переулка. Каждый, исповедующий традиционную веру пращуров, легко увидит происхождение этих названий. Всё языческое в христианские времена ассоциировалось с Чёртом. Волх - одно из имён бога земли и подземелий Велеса. Святой Власий - преемник Велеса в христианской традиции. Сивцев Вражек также относится к языческой традиции. Вражками на московском говоре называли овраги; в нашем случае это овраг ручья Черторыя, берущего своё начало где-то у здания МИД и впадающего в Москва-реку у храма Христа Спасителя. А вот что означает Сивцев? Вспомним русскую поговорку: Бурка на горку, Сивка под горку, она упоминается при стаивании снегов в начале весны (когда же выпадает снег и приходит зима, говорят наоборот: Сивка на горку, Бурка под горку. Сивка и Бурка здесь обозначают цвет земной поверхности в соответствующий сезон (зимой - белый, летом - тёмно-коричневый). Они выступают как символы соответствующих божественных проявлений, поэтому "сивый" в своё время обозначало зиму. А зима - то время, когда власть над миром переходит к богам подземелья. Таким образом, название Сивцев Вражек и другие выше перечисленные названия восходят к стихии бога земли и подемелий Велесу. Значит, именно этот Бог почитался в данной местности. На Велеса косвенным образом указывает и упоминание чёрта в названии Чертолье - дело в том, что фольклёрный чёрт, как правило, живёт в болоте, и урочища, носящие названия чертовых, тоже обычно являются болотными. Болото же является зоной хтонических богов, в частности Велеса. Сохранились легенды, напоминающие сильно изменённые мифы о чертях как слугах или Воплощениях Велеса, да и многие научные разработки указывают на то же. Где же конкретно находилось Велесово святилище? Средневековая повесть "Сказание о построении града Ярославля" даёт описание одного из капищ Велеса. Оно находится на дне лощины (что естественно - ведь здесь почитается Бог подземелий), мимо него прогоняют скот на пастбище (известно также, что Велес и покровитель скота). Похоже, что в "Повести..." описано типичное капище Велеса, опираясь на него, "проверим" местность Чертолья. Скорее всего капище находилось на дне оврага, по которому тёк (а возможно, и сейчас течёт по подземным трубам) ручей Черторый. Наиболее вероятной кажется точка, где овраг (ныне это Сивцев Вражек!) пересекается с Большим и Малым Власьевскими переулками. Раньше здесь находилось урочище Козье Болото. В этом названии - тоже языческие корни - ведь козёл был символом и воплощением рождающей силы земли. Кстати, с 16 века здесь располагалась слобода, специализировшаяся на скотоводстве. (Улица Остоженка также указывает на это: чуть дальше от Кремля были заливные луга, заготавливали сено для скота, местность называлась Остожье. - прим. Светлаока). Где, кроме как в месте древнего почитания "скотьего бога" было бы наиболее удобно заводить скотоводческий промысел? На роль Чертольского капища может претендовать ещё одна точка - место впадения Черторыя в Москва-реку. Очень уж примечательна судьба этого места, которое называют "проклятым местом" - оно примечательно тем, что здесь всегда строились храмы и у всех них была недолгая и печальная судьба. Два заглохших в древности монастыря, взорванный первый храм Христа спасителя, Дворец советов, "уплывший" на пойменных водах (его тоже можно отнести к культовым сооружениям), плавательный бассейн "Москва" - всех их "место" словно сбрасывало с себя, стремясь остаться свободным.

Рьян: Черторый-по сути в названии говорится о вратах в царство Велеса, то бишь мир бродячих в Яви духов. Исток ручья должен был быть окружён святилищем (огнём).


Светлаока: В древности был весьма распространён тип священного места, условно называемый "сакральная пара". На территории Москвы их несколько: языческие святилища в Кунцево, Коломенском, изгиб реки у Воробьёвых гор... Такую пару составляют два капища: мужское и женское, находящиеся на противоположных сторонах реки. Если река делает изгиб, то образуется высокий "обнимающий" берег и "обнимаемый" заливной луг. На них-то и располагаются соответственно "мужское" и "женское" святилища. Боровицкий холм и Замоскворечье замечательно подходят под определение пары. На Холме, как мы уже говорили, существовало мужское купальсое святилище, а за рекой мы можем предположить место почитания женского божества. Название улицы Пятницкая указывает нам на женское божество: ведь Параскева Пятница заменила языческую Макошь - великую Мать, богиню смерти и рождения. На улице стоит церковь Параскевы Пятницы, имеющая условный статус "прощной", а по этнографическим свидетельствам (Афанасьев А.Н., Максимов С.В.) "прощами" назывались места поклонения Земле. В христианские же времена слово "проща" стало обозначать прощение, а в таких церквах можно было получить прощение, снять и оставить грехи, исцелиться, как бы родившись заново. Таким образом, действия "прощи" как бы повторяли действия Богини-Матери. "Прощ" на всю старую Москву было всего три - две других находились в Чертолье. На весь север и восток города ни одной "прощи" нет. Здесь же в Замоскворечье находится Болотная площадь - место казней. Впоследствии публичные казни были отменены, но по традиции, осуждённых привозили на Болото для своеобразной гражданской казни. Традицию казней в этом месте можно расценить, что это область хтонических богов, которым свойственны не только потенции рождения, но в неменьшей степени потенции смерти, убийства. Описанные выше четыре святилища составляют единую систему, некое единое целое. Бог Красного холма - бог весны, утра, ярого жизненного роста, свойственного молодому организму. Празднества этого бога (условно назовём его Ярилой) отмечались весной, и в них преимущественно участвовала молодёжь. Купала - бог, соответствующий максимальному подъёму солнца и жизненных сил природы. Он - бог жизненной зрелости. Купальские праздники отмечаются в середине года, когда год достигает своего апогея. Велес - бог земли. Он собирает урожай, он плодороден и обилен, но в то же время он уже связан со смертью. Дни осени - времени почитания Велеса - движутся к зиме так же, как пожилой человек движется к смерти. Состарившийся человек умирает, он как бы переходит в ведение подземных богов, среди которых - упомянутая Макошь. Жизненные силы природы, угаснув осенью, уходят под землю. Под землю уходит и солнце, оставляя мир во власти ночи. Воцаряется смерть. Но земля переваривает жизненную материю и подготавливает её Возрождение в новом виде. Как мы видим, боги четырёх концов Москвы вполне соответствуют четырём фазам коловращения. Капища Москвы можно условно назвать Московским Кругом. В каждом из участков Круга (Коло) проводились мистерии соответствующего времени года или человеческого возраста: на Красном холме - весенние мистерии и обряды, связанные со взрослением детей и молодёжи, на Боровицком холме - мистерии лета и т. д. Кроме того, возможны были мистерии, включающие все точки одновременно. С высокого Красного холма открывается широкий панорамный вид на Боровицкий холм, на Замоскворечье и Чертолье. (Зрелище, по видимому, было захватывающим, когда одновременно в разных концах Москвы могли проводиться священные обрядовые действа. прим. Светлаока).

БезИменный: Кузьминки. Если верить старинной легенде, в Кузьминском парке, на берегу пруда у векового вяза (известного в народе как дерево смерти) и собиралась молодежь, приносили орехи и пироги, жгли костры, пировали.* Царицыно. На том месте, где сейчас стоит баженовский дворец, в IХ - Х веках хоронили выдающихся воинов. С той поры, по преданию, люди в этих местах не приживаются, зато пообщаться с духами пращуров можно. Кунцево. «Чертов нос» - так называли когда-то мыс между двумя оврагами на западной окраине парка, где находилось древнее Кунцевское городище с капищем, на котором совершали жертвоприношения. http://rodoslav.borda.ru/?1-15-0-00000065-000-0-0-1162134900

Сдебор: Светлаока пишет: Второе место - точка пересечения Таганской улицы и Товарищеского переулка - это самая высокая точка Красного холма, и ранее именно это место называлось "Болваны". До начала лета этого года на указанном месте был единственный незастроенный пятачек. И это почти в центре Москвы, где каждый метр огромных денег стоит! На этом пятачке лежало 3 огромных валуна образуя собой равнобедренный треугольник. Я туда частенько приходил - место действительно великой силы. Все сказано в прошедшем времени, так как этим летом там началось строительство офисного здания. Что эти ... с камнями сделали, неизвестно. Очень надеюсь, что бы здание это вместе с хозяином-осквернителем сгорело синем пламенем.

Светлаока: Воистину! И Белкин об этом месте писал, что в центре Москвы лежит груда валунов. И чтобы тебе раньше об этом знать? Теперь поздно об валунах печься?

Сдебор: В нашей стране пекись-не пекись, если денег мало - всегда будешь неправ. Я-то долго вокруг стройки ходил и проклятия в перемешку с матом на строителей, подрядчика, застройщика, и всех их родствеников и знакомых насылал. Да вот только других родноверов возмущенных как-то не заметил, кто бы меня поддержал.

Пересвет Игоревич: БезИменный пишет: Царицыно. В Царицыно 2 курганные группы: около одной капище Коляды Вятичей, а вторая просто в лесу.

Сдебор: Пересвет Игоревич пишет: В Царицыно 2 курганные группы И все они разрыты грабителями ...

Дрягослав Берестов: Пересвет Игоревич пишет: В Царицыно 2 курганные группы: около одной капище Коляды Вятичей, а вторая просто в лесу. Не две, а четыре. Плановые раскопки, если не ошибаюсь, проводились в 30-х годах Арциховским. Сдебор пишет: И все они разрыты грабителями ... Я за все время занятия археологией нашел всего две полностью неповрежденные курганные группы древнерусского времени. По понятным причинам не буду называть даже область, где они находятся.

Светлаока: Курганы в Коломенском очень сильные по энергетике. Дух пращуров там остался. и никто его удалить не в силах. Сдебор пишет: В нашей стране пекись-не пекись А может, когда каждый скажет в МОЕЙ стране - тогда начнутся прогрессивные изменения?

Светлаока: Сдебор, заехала я сегодня на "Болваны", как раз солнце закатное светило на это место. Энергетика там распирающая, широко раскинулась. На стройке никакого движения. Давай соберёмся, а то и Лихоборище прихватим, - узнаем у прораба - куда те камни свезли, да попужаем малость страшными рассказами о болванах и чурах этого места. (А в 50 метрах по Товарищескому переулку - общество Наука и религия - я туда Казаковский Именослов возила для распространения....).

Сдебор: Дельное предложение. Если валуны на щебенку не пущены, под фундамент не брошены или кому-нибудь под памятники не проданы (гранитные они валуны, красивые) - есть смысол их разыскать. И Лихобора прихватим - у него язык хорошо подвешен - напугать их родовыми проклятиями сможет. Нужно договориться о времени. Есть мысль - многие собираются 4-го на марш идти, Лихобор в т.ч. Можно совместить полезное с полезным: после марша заглянуть на Товарищеский всей толпой.

Рьян: Валуны ставятся на мексто Силы как ладинец, уравновешивающий се место, то голова места Силы. Ежели лишить такое место каменьев, то оно начинает нагнетать разлад вокруг себя, разрушающе воздействуя на окружающий простор (накопительная система отрицательных скидок ).

Сдебор: Вот этого-то я и боюсь. Прокляная застройщика и владельца, эту разрушительную мощь можно хоть как то на них завязать. А то ведь только за менувшую неделю на том перекрестке 2 аварии произошло. Это ведь как разворошеный улей, или пробитая плотина - скаждой секундой напряжение все увеличивается. Невинные люди страдать будут.

Светлаока: Говорят, что Москва раньше называлась Перунь, а река - Смородина. Есть ли подтверждения? Про Смородину написано в Мифах и магии индоевропейцев, а вот про Перунь?....

Эйвинд: Светлаока пишет: Про Смородину написано в Мифах и магии индоевропейцев В каком номере?

Светлаока: Река в Московском круге ....и вот тут мы подходим к интереснейшему факту. Профессор истории СПБ Духовной академии Орлов Я.В. в 1816 году писал о том, что Москва-река в древние времена действительно называлась Смородинкой. К сожалению, Орлов не указывает источников своего утверждения, но мы должны отнеститсь к нему с вниманием, поскольку в те времена Орлов мог пользоваться неизвестными нам фольклорными и даже письменными памятниками (ведь он жил до Наполеоновского пожара Москвы, уничтожившего многие письменные источники). Скорее всего источниками для его утверждения могли служить обрядовые песни, в которых Москва-река сопоставлялась с мифологической Смородиной. Если бы мы смогли найти такие песни, это было бы веским доводом в существование мистерий Московского Круга, в котором Москва-река выступала бы как река между областями жизни и смерти. Иван Белкин

Вячеслав: Светлаока пишет: Орлов Я.В. в 1816 году писал о том, что Москва-река в древние времена действительно называлась Смородинкой. Смородинкой - Самородинкой называлась любая река, текущая из родника.



полная версия страницы