Форум » » Вербохлёст » Ответить

Вербохлёст

Светлаока: Вербохлёст - Очистительный весенний обряд. Праздником Весны, позже церковью приуроченный к благовещенью, начинался в древности у славян цикл в е л и к и х дней, продолжавшийся не менее месяца; в этот период вновь оживала и начинала зеленеть озимь, распахивалась и засевалась ярь, появлялась трава на лугах и выгонялась скотина на пастбище. Все главнейшие моменты этого периода были соединены с разными очистительными обрядами, при помощи которых старались прогнать злых духов, и другими магическими и жертвенными обрядами, с помощью которых старались привлечь добрых духов, особенно духов предков, "святых родителей", которые весной якобы просыпаются и выходят из могил. После принятия христианства эти обряды долгое время продолжали существовать полностью и лишь с ХVIII века стали тускнеть и стираться. Позже их приурочили к различным весенним дням христианского календаря. Очистительные обряды были приурочены к вербному воскресенью - в е р б и ч у у белорусов, когда хозяин хаты вербой выгоняет из дома и со двора в лес всякую болезнь, и к страстному "чистому" четвергу, когда совершается генеральная чистка хат и дворов и все злые духи в виде клопов и тараканов (!) выгоняются вон..... (Никольский Н.М. Избр. произв. по ист. религ.) Вербохлёст, Бей до слёз. Там недалечко Красное яечко. (Т.е. Красная горка) Воронежская обл.

Ответов - 2

Светлаока: Первые видимые признаки весны появляются на ивовых кустах в форме серёжек. Это - верба, и с ней связаны некоторые обряды и поверия. Появление серёжек, когда кругом ещё не растаял снег, вызывает у народа представление, будто серёжки являют собой некоторое средоточие растительной силы. (....) Особая сила приписывалась вербе и её серёжкам. Съедали, например, по девять вербных серёжек, считая это предохранительным средством от лихорадки. Вербные почки глотали также в качестве профилактического средства, чтобы предохранить себя от болезней и прогнать всякую хворь. Общераспространённым был обычай слегка ударять друг друга вербой. Обычай представляет собой вид контагиозной магии (магии соприкосновения): сила вербы через чувствительное соприкосновение должна была благотворно действовать на того, кого ею хлестали. Обычай этот родствен обычаю обсыпания зёрнами, известный у нас на свадьбах. "В Литве и Красной Руси.... били взаимно детей и домашних, говоря: Ne jya biju Werba bije. ---- Chira u les, Zdorowje u kosci! Подобный обычай доселе отчасти удерживается в великой России у простолюдинов: кто проспал Вербную заутреню, того бьют вербою, приговаривая: Не я бью, а верба бьёт, или: Верба хлёст, бей до слёз! На красные яйца, на мягкие перепечи!" (Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники.....) Вербу хранили в красном углу и в некоторых случаях ею пользовались. Так, ею ударяли скот при первом выгоне его 23 апреля (после Лельника, 22 апреля. прим. Светлаока). В Вербное воскресенье вербу давали в пищу скотине; это на весь год будто бы предохраняло её от падежа. Вербу прикрепляли также к разным местам дома в полной уверенности, что её ветви имеют силу охранять хозяйственные постройки от непогоды и молнии. Их этих же соображений вербу втыкали где-нибудь на пчельнике. (Пропп В. Русские аграрные праздники). Следующим по календарю почитаемым деревом была берёзка: завивание берёзки в семик, - "зелёные святки", русалья неделя.

Светлаока: Третью закличку Весны - Вербохлёст - обычно проводят в середине апреля на полнолуние или на растущей луне. Это уже поистине весенний праздник. Его проводят у живого дерева, которое наряжают, украшают. Весна красная, тёплое летице. Ой, Лёли-лёли, тёплое летице! Лето тёплое, зима холодная. Ой, Лёли-лёли, зима холодная! Зароди, лето, жито густое. Ой, Лёли-лёли, жито густое! Жито густое, колосистое. Ой, Лёли-лёли, жито густое, колосистое! Загодя вкапывают столбы, навешивают верёвки, прикрепляют доски - возводятся качели. Без катания на качелях, хороводов, игр аграрной и брачной обрядности, обливания водой не обходится ни один весенний праздник. К обряду пекут традиционное весеннее печево - "кресты": квадратные печенья с четырьмя точками-зёрнышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Такие "кресты" обычно толкут до крошек и смешивают с посевными семенами - для лучшего урожая. Обряд начинается караваем - каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдаётся Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам. Хороводница вносит в круг вербные ветки. Со стародавних времён люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу. Будь здоров на весь год! Будь так весел, как весна! Будь так крепок, как зима! Будь здоровый, как вода, Будь богатый, как земля, А расти как верба! Когда хлестают друг друга вербными прутиками по спине и по плечам, приговаривают: "Не я бью, верба бьёт", "Хвороба в лес, а здоровье в кости", "Как вербочка растёт, так и ты расти", "Верба-хлёст, Бей до слёз, будь здоров". После играют в весенние игры, парни качают своих Лель на качелях. На костре готовят яичницу или омлет. Влх. Благумил



полная версия страницы