Форум » » Прощенное воскресенье » Ответить

Прощенное воскресенье

Река: Кто скажет, был ли до крещения Руси обычай просить прощения в последний день Масленицы? И вообще, где есть подробное описание Масленицы, в котором "мухи отдельно, котлеты отдельно"? Я имею ввиу, - без христианских нововведений.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Ставр: Некоторое время назад мы систематизировали все этнографические сведения о Масленице, до которых смогли дотянутся: ) Получилось следующее: "Сей праздник, являет собой проводы Зимы и встречу Весны. Сам факт символических проводов отображён в приношении на Огонь обрядового чучела. Несмотря на различие наименования оного чучела в разных концах Славянских земель, а именно таковых как: «Зима», «Смерть», «Smrtka», «Масленица», «Киселица» и, собственно: «Morena», «Мармурена», «Маржана», во всех случаях оно изображает именно Мару, Хозяйку и одновременно Олицетворение Зимы. По народным представлениям, Зима в эти дни «умирает», дабы освободить место Весне. О том же и поётся в западнославянских Обрядовых песнях, приуроченных к этому празднику: Nesem, nesem Moranu Либо: Morena, Morena, Za kohos umrela? Интересно, что в том же самом Обряде, известном у Западных славян, наряду с женским олицетворением Зимы (Маржаной) выносили ещё и мужское чучело – Маржака (Морока? Мороза?), коий также сжигался. А на севере Руси, и впоследствии в Сибири на Масляницу появлялся «старик», обряженный в мохнатую шубу, увешанную зайцами и воронами и из особого лука стрелял в людей снежными комьями. Рядом же с ним шла «старуха». И не является ли сей «старик» отображением Велеса-Мороза, Велеса Зимнего? Перед тем, как предать чучело Мары Огню, его торжественно возят на санях в составе специально по такому случаю устраиваемого Обрядового поезда. Иногда в рамках Масленичных торжеств устраивалось Обрядовое «катание» – все сани, задействованные в Обрядовом поезде, во главе с «Санями Мары» по нескольку раз скатывались с высоких гор (також интересно провести параллель сего действа с заключительным днём Ярильских празднеств – Купалою, когда творятся символические «похороны» Ярилы и когда с гор скатывались не сани, а горящие колёса, призванные символизировать уходящее Весеннее Солнце. Сани же в нашем случае, как видим, символизируют уходящую Зиму – прим. Ставр ) Иногда на тех же санях устанавливался длинный шест со сделанным из соломы кругом – символом Солнца Красного, на коем и крепилось чучело Мары. «Катание» сопровождались особыми песнями, некоторые из коих дошли до наших дней, хотя и в безусловно видоизменённом виде: Масленая каталиха, ой, Масленая мы на горку, ой, Мы на горку потихоньку, ой, Потихоньку, помаленьку, ой, Масленку прокатали, ой… После «катания» все, участвующие в празднике направлялись к приготовленному загодя месту, на коем и происходило Обрядовое сожжение чучела Мары, сопровождаемое надлежащими песнями, воспевающими приход Весны. А.Н. Афанасьев, известный собиратель и исследователь фольклора и народных обычаев в одной из своих работ так пишет о Масленице: «У славян существует старинный обычай: встречая весну в марте месяце, совершать изгнание Смерти и Зимы. Они выносят из деревни соломенное чучело, изображающее Смерть, топят его в реке или предают сожжению, а пепел бросают в воду; ибо Зима гибнет под жгучими лучами весеннего солнца, в быстрых потоках растопленных ими снегов (…). В Малороссии при встрече Весны носят по улицам и полям чучело Мары (Морены), одетое в женское платье, и поют весенние песни; потом ставят это чучело на возвышенном месте и зажигают его – пока оно горит, поселяне пляшут и закликают обычными причитаниями Весну. В великорусских губерниях торжество Живы и гибель Мораны чествуется возжжением праздничных огней на масленицу». «Иногда куклу наряжают в белую сорочку (= саван), дают ей в одну руку веник (= знамение зимних въюг), а в другую – серп, с которым обыкновенно и представлялась нашим предкам Морана, как богиня, пожинающая всё живое в сем мире…» (Афанасьев А.Н. Народные праздники//Древо Жизни. М., 1983). Сожжению же чучела Мары обязательно предшествует взятие добрыми молодцами Снежной Крепости, символизирующей Чертог Зимы – Град Мары и Чернобога, Зимних Властителей Яви, коий обороняется женской половиной участвующих в празднике. Обрядовое разделение на штурмующих мужчин и обороняющихся женщин видится нам отображением мифологического представления о поединке Светлых Богов с Силами Зимы-Мары. К вышеуказанному добавим, что в некоторых областях Руси имело место быть не сожжение чучела Мары, а его потопление в реке.

Ставр: Неотъемлемой частью Масленичных обрядовых торжеств являются блины – праздничное кушанье, сам процесс приготовления коих представляет собою самое настоящее обрядово-мистериальное действо, самое настоящее Таинство. И в процессе оном наглядно видна очевидная связь самого факта приготовления блинов не токмо с Солнцем (бо сами блины своею формой напоминают Трисветлый Щит Даждьбогов), но и с Марой. 1) Опару готовить выходят либо нощью, либо вечером, когда зайдёт Солнце (Нощь и вообще тёмное время суток – время Мары). 2) Опару готовят на речке, на колодце, либо на озере и только тогда, когда появятся звёзды (Нощное Небо и Вода також находятся в ведении Мары). 3) Приготовление первой опары держится в тайне не токмо от посторонних, но и от домашних. 4) Наконец, когда всё принесено в дом, опара ставится так, чтобы лунный свет попадал на неё (о Светиле Мары – Луне даже упоминать не стоит). После чего следует обращение к Луне (Месяцу) взглянуть в оконце и «подуть на опару». «Как наверху, так и внизу» – потому предположим, что приготовление блинов именно Нощью либо в тёмное время суток и последующее Обрядовое поедание их днём является своеобразным осмыслением Солнечного цикла в Природе, его Земным отображением – Новое Солнце, рождённое Зимой, на Коляду (Зима – Нощь Кологода), во время безраздельного господства Мары в Яви Поднебесной, також обретает свою Силу Весною (Утро Кологода) и Летом (День Кологода). Когда же блины готовы, первый блин кладут на слуховое оконце в избе – на помин Предкам либо на пень в лесу. При сём рекут: «Честны Деды, вот для вашей души блинок!» Также в связи с Масленичными торжествами бытовал обычай в Обрядовом Огне жечь старую ветошь, являющую собой символ всего отжившего, всего ненужного, кое Мара должна забрать с собой во Ино: «Ещё загодя ребятишки, девушки и парни несут за околицу старые плети, испорченные бочки, ненужные дровни и проч. И складывают (…) огромный костёр. К этому костру направляется печальная процессия (…). У костра «масляницу» ссаживают с саней и становят на снег (…). Парни зажигают «сударыню-масляницу». (Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903)" © Ставр. "Морена" // Ставр, Велеслав. "Русское Родноверие" - М., 2005. ... О факте наличия "прощения" лично я конкретных сведений найти не смог...

Ящер: Лично я считаю, что чучело, сжигаемое на масленицу, это замена человеческой жертвы богам. Уз не знаю отчего многие нынешние язычники (или "язычники") чураются признать тот факт, что наши предки приносили человеческие жертвы. Чего тут плохого мне не ясно. Вполне нормальный процесс. Главное отключить нанешние христианские маральные установки.


Рагнар: Ящер ... ну, раз ты так "спокойно" это воспринимаешь - ждём тебя на Масленницу...

Ящер: Рагнар, я еще молод и жизни не видел. Может как-нить потом? На сам празник я хотел бы прийти, да боюсь опять учеба в субботу будет. Кстати, а в каких числах праздновать думаете? Там примерно 29-го затмение и некоторые хотят в это время обряд провести.

Дрягослав Берестов: Ящер А при чем здесь затмение?

Ставр: Ящер В сущности, здесь две крайности. Первая - это тотальное отрицание человеческих жертвоприношений и упорное нежелание видеть факты, на наличие оных указывающие. И вторая - навязчивая склонность видеть в любом сжигаемом чучеле, якобы, "отголосок человеческого жертвоприношения". Как ты, надеюсь, понимаешь - и той, и другой крайности нужно стараться избегать. ... Относительно Масленицы - лично мне неизвестно, _кто_ собирается праздновать 29-го. К тому же, непонятно само побуждение праздновать РАВНОДЕНСТВИЕ - в ЗАТМЕНИЕ. В чём тут смысл? В общем, "ВЕЛЕСОВ КРУГ" будет праздновать Масленицу 25 березозола-марта (в шесток-субботу). Где именно, а также насколько "открытым" будет праздник - решим немного позднее. ... А насчёт жертвы ты подумай. Тем более, у тебя и подпись, смотрю, соответствующая. Как раз и "пойдёшь к Богу":)) (Шутка, Ящер, шутка:))

Ящер: Дрягослав Берестов пишет: А при чем здесь затмение? Ставр пишет: Относительно Масленицы - лично мне неизвестно, _кто_ собирается праздновать 29-го. К тому же, непонятно само побуждение праздновать РАВНОДЕНСТВИЕ - в ЗАТМЕНИЕ. В чём тут смысл? Вот и я о том же: смешали в единое абсолютно две разные вещи. Сие я вычитал на форуме КЯТ'а. Одно дело праздновать Масленицу в день равноденствия (на воробьиный скок), когда магия сработает, а другое дело по поводу затмения какой обряд провести. Ведь затмение для наших предков так же являлось необычным событием и волошбу творили в такие дни, однако их не приурочивали к ежегодным праздникам, я так понимаю. Ставр пишет: Как ты, надеюсь, понимаешь - и той, и другой крайности нужно стараться избегать. Согласен. Как мне думается, человеческое жертвоприношение - это более ранний периуд, а сжигание чучела Зимы - это более поздний, но то и другое явлется традиционным. Ставр пишет: Где именно, а также насколько "открытым" будет праздник - решим немного позднее. В инете уже кругом МОД развесил объявления, что в Медведково, но в "другом месте". Судя по расписанию в институте у меня 25-ое выходной день. Ставр пишет: (Шутка, Ящер, шутка:)) Ну с чувством юмора у меня все впорядке. :)))

Река: СтаврСпасибо, но это я все читал и в упомянутой книге, и в других ваших и не ваших. Дополню только, что многие исследователи говорят, что блины на Масленицу пекли не всегда и не везде. И, видимо, они вовсе не являются «основным» угощением. Допустим, в Вологодских землях блины на Масленицу пришли только в XIX веке. Ставр пишет: О факте наличия "прощения" лично я конкретных сведений найти не смог... Вот в том и беда… Отсюда и вопрос. Идет смерть по улице Несет блины на блюдце

Ставр: Река Про блины знаю. Просто мне (нам?) кажется, что это блюдо очень уж органично входит в общую канву Действа. Эдакое Развитие Традиции:)

Владимир Синица: Кажется, прощение - нечто чисто христианское, хотя могу ошибаться...

Рагнар: Владимир Синица ну да, как и хлеб с водой и любовь с прощением... левая рука у человека - это от христианства, а правая - да, наша... родная... :) Может хватит ересь городить? Так охота самого человека попалам разделить? Это вот половинка наша, а эта - чужая...

Владимир Синица: По моим представлениям, язычникам была скорее присуща месть, чем прощение. Однако я не настаиваю на этом - я ведь не жил в дохристианские времена...

Рагнар: Владимир Синица Вот опять... Ну что, язычник по-твоему ВООБЩЕ НИКОГДА НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ПРОЩАЛ? Ведь высший закон - закон Рода, а не человека, человек в нём живёт. Нарушая закон - он получает наказание от Рода, а не от человека в первую очередь. Человек карает за свои обиды.

Владимир Синица: Рагнар пишет: Ну что, язычник по-твоему ВООБЩЕ НИКОГДА НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ПРОЩАЛ? Владимир Синица пишет: По моим представлениям, язычникам была скорее присуща месть, чем прощение.

Рагнар: Владимир Синица Владимир Синица пишет: Владимир Синица пишет: цитата: По моим представлениям, язычникам была скорее присуща месть, чем прощение. Владимир Синица пишет: Рагнар пишет: цитата: Ну что, язычник по-твоему ВООБЩЕ НИКОГДА НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ПРОЩАЛ? НУ так и что? Выражение "скорее присуща месть, чем прощение" говорит что язычникам месть была либо присуща БОЛЕЕ чем прощение, либо являлась ПРАВИЛОМ. Я же толкую о том, что и прощение и месть являлось либо простым человеческим чувством, либо по Закону Рода имело уже отношение к Общей Традиции и соответственно уже несло смысл обрядовый. Ты толкуешь про что? Про личность язычника как человека или про Обычай? Не надо делать образ язычника - нечеловека... Язычник такой же человек как и все. Ему свойственны все чувства, все эмоции, все желания. Весь вопрос в направленности, а не в наличии или отсутствии. Обычаи же и Традиция - вещи в чём то устойчивые, а в чём-то (в основном, во внешнем проявлении) изменяемые. Если вы намерены делать какое-то утверждение, то делаеть его во избежание непонимания следует развёрнутым и обстоятельным. Это не нарекание. Просто одно дело, когда человек говорит просто свои измышления, находясь в процессе дискуссии для выяснениния в ней истины, а другое - когда делает утверждение.

Вячеслав: В нордической традиции и в "Русских Правдах" существовал отказ от мести. Был оговорен выкуп. Приняв его, мститель отказывался от мести навсегда. А потом, что собственно такое месть? Это далеко не поединок один на один по правилам и прочая фигня. Месть - это набрал братвы, подловил одного и отомстил. Сам не читал, но где-то в сагах, говорят, есть место о херсире, который со своей дружиной нашел своего обидчика, но мстить не стал. Хотя мог. Просто он считал, что жизнь без врага теряет смысл. И сага, что характерно, его не осуждает. Месть - это дело личное.

Владимир Синица: Рагнар пишет: Не надо делать образ язычника - нечеловека...А я и не делаю... Просто мне кажется, что имеющийся у вас образ "человека" уже очень уж современный, т.е. христианский. Рагнар пишет: Просто одно дело, когда человек говорит просто свои измышления, находясь в процессе дискуссии для выяснениния в ней истины, а другое - когда делает утверждение.Я высказал своё мнение. Не знаю, к какой категории это понятие у вас относится - к измышлениям или утверждениям, тем более, что речь идёт о совсем уж далекой древности Руси, к которой относится обсуждаемый праздник и о которой нет каких-либо прямых и однозначных свидетельств. Вот если б речь шла, например, о Древней Греции... Сохранились тексты выступлений древнегреческих ораторов/адвокатов. Дела о мести в них, насколько помню, встречаются — есть, что обсуждать. Есть, на основе чего реконструировать моральный облик древнего грека...

Рагнар: Владимир Синица пишет: образ "человека" уже очень уж современный, т.е. христианский. Сомневаюсь в правильности такой связки понятий. Современное христианство само по себе уже не то, что было. Так что говорить опять же о "христианском" - значит пояснять - христианском в "современном" понимании. И по мне: язычество-христианство - достаточно глупое антогонистическое противопоставление. И в том и в другом есть достаточно схожего (при желании найти) и то, и другое может НЕ включать в себя огромный массив традиций других народов. Так лучше не делить мир на две части: христианскую (тем более, что она не всегда соответствует декларируемым принципам) и языческую (тем более, что мы также не все идеальны).

Владимир Синица: Рагнар пишет: Сомневаюсь в правильности такой связки понятий.Сомневайтесь, ваше право. Однако всё воспитание, включая времена КПСС, образование и культура находятся в русле христианской парадигмы мышления. Просто в дореволюционные времена это было явно, после — нет. Изобразительные музеи полны картин на библейские сюжеты, литература — почти вся на христианских/марксистских моральных ценностях, школьные дидактические материалы и литература для чтения тож. И поэтому когда появляются родноверы — люди, прямо и косвенно заявляющие, что свободны от всего этого многовекового мировоззренческого груза христианства, то лично у меня возникает совершенно понятный интерес: как, каким образом, за счёт каких психологических механизмов и процедур произошло такое чудесное освобождение? Но нет, освободившиеся молчат, хранят свою тайну. А как же остальные русские? Их что, не надо освобождать? Если такая психологическая процедура полной очистки сознания и подсознания от христианских психологических установок и "закладок" имеется у родноверов, то, будучи патриотами Руси и русскими националистами, они просто обязаны её опубликовать и распространить. Опубликуете?



полная версия страницы