Форум » » Древние капища Москвы » Ответить

Древние капища Москвы

Светлаока: По Ивану Белкину. Москва буквально насыщена древними языческими капищами. По плотности их здесь больше, чем в какой-либо другой местности. Очень долго древняя традиция предков сохранялась в Москве. Царь Алексей Михайлович писал воеводе Шуйскому, сетуя на огромные языческие гуляния 22 декабря 1649 г. Праздновавшие славили Коляду, Усеня и "плугу", повсюду играли скоморохи, и среди "ужасов" праздника царь описывает даже массовое пьянство христианских священников и иноков. В числе районов, охваченных весельем, указаны Кремль, Китай, Белый и Земляной город, т.е. практически вся территория тогдашней Москвы. Такая живучесть традиции объяснялась тем, что Москва была основана на месте, где святилищ было больше, чем обычно, это был единый священный комплекс площадью около 8 кв. км, построенного как изображение законов мирового Коловращения. По средневековым легендам первое московское поселение было на слиянии рек Москвы и Яузы, на Красном холме. Довольно много фактов указывает на существование здесь святилища. По другому Красный холм называли Болванова гора, а старое название Верхнерадищевской улицы - Болвановка. Это древнее название упоминается в летописи за 1380 год в связи с выступлением русских войск на Мамаево побоище. Болванами называли идолов, и поэтому наличие такого топонима мы можем рассматривать как факт, указывающий на существование в этих местах языческого культа. Часто эту возвышенность называли также Швивая горка. Упоминают то слово вшивая, то траву ушву, иногда вспоминают живших здесь швецов. Но подумаем о корневой основе -сва-, от которой произошли понятия свет, свят. Таким образом, Швивая (Свивая) горка может быть переведена как Солнечная или даже Священная горка. А это совпадает со словом Красная. Получается, что Красный холм и Швивая горка - синонимы. Ещё эту местность называли Чигасы. По Далю древнее слово "чигас" означает огонь. В этих чигасах-огнях - не память ли о священных языческих кострах в период подъёма солнца (с Коляды на Купалу)?. Наиболее вероятны две точки нахождения краснохолмского капища. Первая - церковь Никиты угодника во дворе дома на Котельнической набережной. Впервые о ней упомянуто в 1476 году, когда большая дуга света одним концом упёрлась в храм Никиты. Другое необычное событие произошло в 1533 году - храм был поражён ударом молнии в алтарь - "прошибе стену и у деисуса попаЛИ злато". В раскопках непосредственно у церкви Никиты в 1997 году были обнаружены глиняные статуэтки: изображение мужчины с ярко выраженным "органом", всадника верхом на чёрте, сидящей обнажённой женщины с ребёнком у ног (возможно - рожаницы?), обнажённого мужчины с волчьей головой и бубном в руках. Статуэтки не имеют аналогов и датированы археологами 14 веком, т.е. когда Красный холм только начинал заселяться горожанами. Второе место - точка пересечения Таганской улицы и Товарищеского переулка - это самая высокая точка Красного холма, и ранее именно это место называлось "Болваны". Какому же божеству было посвящено возможное капище Красного холма? "Красными" назывались возвышенности, на которых отмечались весенние праздники (до сих пор известна Красная горка). Поэтому можно предположить, что Краснохолмское святилище посвящено божествам весны, утра, молодости, жизненного роста. Таким богом был Ярила, и не исключено, что здесь почитался именно он.

Ответов - 73, стр: 1 2 3 4 All

Здравослав: Ева Ева пишет: если я пришлась не ко двору - я уйду. Не принимай так близко к сердцу реплики собеседников, тем более в таком тоне, тем более в интернет-пространстве. Вячеславу не понравилось твоё мнение, твоя изыскательная деятельность. На то его право. Но он один - это же не весь форум. Вячеслав пишет: Камень - юг. Дерево - север. Идем далее. Каменные храмы строились по византийским образцам, специально выписанными для этого греками. В Греции тоже так холодно, что в церквях, как в печках надо огонь разводить? Вообще-то первые церкви на Руси были деревянные. Каменное церковное зодчество распространилось гораздо позже. А в Новгороде частично строили из камня и до х-тианизации. Вячеслав пишет: Никогда не читай "научные произведения" подобного рода. "Читать" и "верить в прочитанное" - разные вещи. Но источники нужно анализировать и составлять о них собственное мнение только после прочтения (или хотя бы просмотра).

Ева: Стоп!!! Я должна еще раз объясниться. Хотя мы и так уже "чуть" отошли от темы. Во-первых, у меня на Вячеслава никаких обид! Мы с ним очень даже плодотворно общались. В ЛС я с ним объяснилась. Катализатором же к моему обращению к форуму явились слова Велеяра в теме "Традиции обращения с мертвыми: "Можно сказать так: скоморошина Ева пишет" Вот уж не думала, что на таком форуме нарвусь на такое откровенное оскорбление. Хотя всё, казалось бы, началось с шутки.

Пересвет Игоревич: Ева А может после смайлика на новую строку просто не перешли?


Велеяр: Ева пишет: откровенное оскорбление Никакого оскорбления я даже не мыслил Пересвет Игоревич пишет: А может после смайлика на новую строку просто не перешли? Если дело только в пропущенном переносе строки - ну, недоглядел, ибо пишу обыкновенно после полуночи, бывает... Ежели обидел ненароком, прошу прощения

Вячеслав: Здравослав пишет: Не принимай так близко к сердцу реплики собеседников, тем более в таком тоне, тем более в интернет-пространстве. Вячеславу не понравилось твоё мнение, твоя изыскательная деятельность. На то его право. Но он один - это же не весь форум. Похоже не Здравослав ты, друже, а Больнопозор. Что же ты не разобравшись лезешь ярлыки наклеивать? Придет на форум незнакомый человек, почитает тебя, и составит мнение, что некто Вячеслав - скандалист и сволочь. Да я, собственно этого и не скрываю, но предпочитаю, чтобы собеседник составлял свое мнение обо мне сам, без "дружеской помощи".

Глеб: Вячеслав, а нельзя чтоль без идиом и перефразировки Имён, и то, что тебя задевают многие - також печально - не надо срываться на Людях. Если тебе станет немного легче, давай я всё же подъеду как нибудь к тебе, и обсудим мы с тобой как ИНТЕРЕСНЕЕ общацца. Ну ты понял...

Глеб: Есть ещё одно... Думаю многое расскажет Берестов, а именно про Чертаново, его историю, исторические варианты капи, современное видение капища в Чертанове...

Ева: Пересвет Игоревич, походила я вокруг смайлика, попробовала найди новый смысл... Ладно, перевернем страницу, тем более, что Велеяр пишет: Ежели обидел ненароком, прошу прощения Принято.

Вячеслав: Глеб пишет: Вячеслав, а нельзя чтоль без идиом и перефразировки Имён, и то, что тебя задевают многие - також печально - не надо срываться на Людях. Винюсь в нарушении правил форума. Но не извиняюсь перед Здравомыслом. Хотя и обид на него не держу.

Велеяр: Ева пишет: Принято. Ну и добре. А мне урок - впредь буду внимательнее - а то еще "плюс" за грамотность отнимут

Здравослав: Здравия! Вячеслав пишет: Что же ты не разобравшись лезешь ярлыки наклеивать? Придет на форум незнакомый человек, почитает тебя, и составит мнение, что некто Вячеслав - скандалист и сволочь. Да я, собственно этого и не скрываю, но предпочитаю, чтобы собеседник составлял свое мнение обо мне сам, без "дружеской помощи". Да что ты, не кипятись. Просто я неудачно выразился. Ни коим образом тебя оговорить я не пытался, в сего лишь хотел лишь сказать, что не нужно по одному человеку судить о целом форуме. Вячеслав пишет: Похоже не Здравослав ты, друже, а Больнопозор. Ну а евреям-то зачем уподобляться, друже?.. Вячеслав пишет: Но не извиняюсь перед Здравомыслом. Да я и не обижался вообще-то Вячеслав пишет: Хотя и обид на него не держу. И я на тебя тоже. А ежели уж я немного и "перегнул палку", то извини..

Вячеслав: Здравослав пишет: А ежели уж я немного и "перегнул палку", то извини.. Взаимно

Радота Индринъ: Глеб пишет: Думаю многое расскажет Берестов, а именно про Чертаново, его историю, исторические варианты капи, современное видение капища в Чертанове... Думаю, будет занятно и полезно услышать сие...



полная версия страницы