Форум » » Семаргл - Бог растений? Помогите разобраться. » Ответить

Семаргл - Бог растений? Помогите разобраться.

Зима: Уважаемые Волхвы или Знающие люди, Вы многое знаете в русском родноверии, а самое главное, понимаете. И понимаете душой, а не логикой. Хочу попросить Вас помочь разобраться мне с богом Семарглом. Меня в первую очередь интересуют сведения о функциях Семаргла. Не стала бы задавать вопрос, предварительно не изучив литературу по этому вопросу. А конкретно меня интересует вот что: Академик Рыбаков увидел в Семаргле древнерусское божество растительной силы, посевов, семян, ростков и корней растений, их охранителя. Почему? На каком основании? Можно ли заявить, что Бог растений – Семаргл? Какие функции он выполняет, как бог растений? М.А.Васильев в книге ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА, написал, что: «На основании многих источников, а также сказочного фольклора иранских народов воссоздаются такие вероятные функции рассматриваемого образа Семаргла (Саэна (Шьена)-Симурга): 1. Он имеет местом своего пребывания вершину "мирового (космического) древа" (вариантом которого в зороастрийских текстах является "дерево всех семян и всех лекарств"); 2. Он является одним из защитников "мирового древа" от вредоносных хтонических созданий "нижнего мира" (пресмыкающихся, рептилий и др.), вообще их постоянным противником; 3. Тяжестью своего тела Он стряхивает "семена всех растений" с "дерева всех семян", и они с небесными водами попадают на землю, обеспечивая в конечном итоге пропитание людей.» Дают ли эти сведения возможность утверждать, что речь идёт о Боге растений? При этом в энциклопедиях, в т.ч. на http://www.pagan.ru/s/semagrl0.php отрицается функция Семаргла, как бога растений. И ещё, Семаргла называют богом огня и Луны (http://www.dazzle.ru/spec/bogi-13.shtml#4). Как совмещается несовместимое? Буду благодарна за ваши мнения.

Ответов - 160, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Светлаока: Дмитрий С. пишет: чем ваять мегапантеон Друже, никто не "ваяет" - ходи-смотри: семарглы были и есть в каменных рельефах памятников. Русских памятников. То есть ты в широком смысле вообще против устной традиции и против преданий родного народа? А в Ладе нет у тебя сомнений? Дмитрий С. пишет: Лучше меньше Ну и ну!

Дмитрий С.: Светлаока пишет: семарглы были и есть в каменных рельефах памятников. Русских памятников. На них не написано, что это семарглы. Во владимировом пантеоне стоял ОДИН кумир Семаргла, это был один из Высших Богов. Вряд ли он имеет отношение к изображённым пачками на браслетах и барельефах прицепсам. То есть ты в широком смысле вообще против устной традиции и против преданий родного народа? А в Ладе нет у тебя сомнений? Наоборот, я больше верю устной традиции, чем средневековым летописям типа поучений против язычества, так что мимо. Семаргла нет в устной традиции вообще.

Зима: Спасибо Родамир, ваши посты мне показались такими, над которыми наиболее стоит задуматься. По преданию - Семаргл обожествлённая суть законов развития живого, в том числе и растений, но никак не Бог Растений. Вот это как раз то, что ближе всего к истине. Весь вопрос и возник из-за авторитетного мнения Рыбакова, где он чёрным по белому заявил, что Семаргл -бог растений. А оснований для этого и аргументов выложил минимум.


Светлаока: Дмитрий С. пишет: стоял ОДИН кумир Семаргла, это был один из Высших Богов. А теперь у тебя откуда сия веда? что "один из Высших?!"

Светлаока: Светлаока пишет: На них не написано, что это семарглы. Тебе не написано, а мне вот написано. Есть духовное зрение. Т.е. когда твои внуки тебя спросят: - Деда, а кто это? Ты ответишь: - Да не знаю, внучек.... На тебе традиция и прервётся?

Александр П.: Светлаока пишет: Цитата: - А зачем критиканам что-то доказывать? Есть неоспоримые факты - десятки медальонов с Семарглами; семарглы, изображённые на баллюстраде Софийского храма в Чернигове (сохранённые до наших дней). В Чернигове нет Софийского храма, вы не путаете с Киевом случаем?

Дмитрий С.: Светлаока пишет: А теперь у тебя откуда сия веда? что "один из Высших?!" Странно наряду с Перуном, Дажьбогом и Мокошью видеть персонажа уровня домового или русалки. Светлаока пишет: Тебе не написано, а мне вот написано. Светлаока пишет: Т.е. когда твои внуки тебя спросят: - Деда, а кто это? Ты ответишь: - Да не знаю, внучек.... На тебе традиция и прервётся? Лучше сказать честно, чем опираться на духовное зрение. Традиция не есть духовное зрение одного конкретно взятого человека.

Ярослав: Дмитрий С. пишет: Традиция не есть духовное зрение одного конкретно взятого человека. Тем более что "духовным зрением" здесь именуется обычное человеческое воображение...

Светлаока: Древнейшие сказы восточных славян. Как случилась битва добра со злом. ...Между тем в Навьем царстве не дремали хитрые аспиды. Зародился там Чернобог - Чёрный Змей, хозяин ночного мрака, душегуб и повелитель теней. Бог уничтожения и зла. Ему Кривда, хозяйка обмана и лжи, стала думы свои нашёптывать. И на чёрные дела его подталкивать. Полюбились ему её слова. Решил он, что тесно ему в подземном царстве. Захотел он подчинить себе всю Вселенную, чтобы самому везде хозяйничать, Явь и Правь себе забрать. ... превратился он в огромного Чёрного Змея, вылез он на белый свет, и мир ему совсем не понравился: слишком много света и жизни. "Ну ничего! Я тут всё устрою по-своему, - решил Чёрный Змей. - А пока поползу к Рипейским белым горам, посмотрю, что там Сварог поделывает!" А Сварог уже заподозрил неладное: дева Правда ему подсказала, не умеющая лукавить. Выковал себе Сварог огромный молот и стукнул тем молотом по бел-горюч камню Алатырю, чтоб родились ему в мире помощники - светлые силы и небесное воинство. Разлетелись от удара искры во все стороны, и из тех искр стали рождаться боги - могучие да великие. Светлый Дажьбог, податель всех благ, родился от искры, упавшей нв небо. Стал он первым борцом с навьими силами, ярким солнечным богом, охранителем белого света, богом света божьего. А по веленью Рода всесильного родился Дажьбогу помощник - вышел из солнца круглого бог Хорс, жёлтый бог диска солнечного, яркое Дневное Око, круглолицый и круглоглазый. От другой искры, упавшей на землю, загорелся огонь божественный, и в его очищающем пламени родился бог огня Сварожич-Семаргл на коне златогривом серебряной масти. Дымный столб от пожара стал его знаменем - выжигать он готов до тла силу чёрную. Где проедет семисильный бог, там выжженный след останется. А из третьей искры, раздутой Родом прямо в воздухе, родился Стрый-Стрибог - Семарглу в помощь. Будет он повелевать всеми ветрами да ураганами. Сможет раздуть из искры любое пламя. Если объединятся Стрый с Семарглом, кто может остановить силу этакую? А ещё родились их тех искр небесные воины, смелые ратники, защитники жизни. Вот только Чернобог - Чёрный Змей был не лыком шит. Когда кони чёрные ночные сменили дневную конницу, когда Хорс унёс солнце за море, Чёрный Змей подполз к камню Алатырю и ударил по нему железным хвостом. Ох, и больно стало змеищу! Отбил он себе хвост, окаянный. И завыл, зашипел от обиды. Но и зла понаделал немало: от тех искорок, что посыпались с камня, родилась вся нечисть земная и подземная, и вся чёрная рать змеиная, огнедышащая и многоголовая. А ещё птица чёрный гоголь пришла от камня к Чёрному Змею. Стала она нести яйца, только оказались яйца те сплошь железные. Потому что полны они были тёмной силушкой - силой Нави. А что же Дажьбог могучий? Неужели же ничего не заметил? Когда Хорс за тучку прячется или вовсе уходит с неба на ночь, Дажьбог по-прежнему охраняет мир от тёмных сил, постоянно несёт земле свет и тепло. Потому-то и заметил он нечисть народившуюся. Кликнул братца Семаргла огненного, наказал, чтоб летел то к Сварогу в Синюю Сваргу и донёс весть о том, что великая битва близится. С силами навьими, силами тёмными. Обернулся Семаргл крылатым псом и рыжим пламенем взметнулся под облака. Прилетел в Сварогову кузницу, рассказал обо всём, что узнал Дажьбог. - Я учуял давно Змея Чёрного, - отвечал сыну со вздохом Сварог. - Хочет он покорить царство Яви и царство Прави, чтобы было кругом лишь его Навье царство мрачное и чтоб изменился устроенный Родом мир. Будем биться, что есть силы, за белый свет. Я скую для небесного воинства кольчуги, мечи да латы. И поможет нам Род, наш родитель. Стал стучать Сварог молотом в кузнице - по всему свету разносились его удары. А тем временем белый гоголь - уточка с белым клювом в Белогорье Рипейском по велению бессмертного Рода стала нести чудесные яйца: не простые, а золотые. С любовью ко свету белому. И наполнены были те яички силой светлой - силой Прави. Как раскололось первое золотое яйцо, поднялась из него в небеса вещая и мудрая, сладкоголосая птица Гамаюн с лицом человеческим - ей известны все тайны мира, прошлое и будущее ей открыто. (далее - описание рождения птиц из золотых и железных яиц - Стратим, Алконост, Сирин, Могол, Грифон, Василиск, лебеди чёрные - птицы обиды, Чёрный ворон-вещун....) Но только и сил Прави прибавилось: взлетел под небеса сильный Орёл со своими орлятами, поднялись белые лебеди, вслед за ними - Финист - ясный сокол, что в огне не горит и в воде не тонет, и сияющий сокол Рарог - огненный вихрь, огнепёрая жар-птица волшебная. Быть тому Рарогу-соколу священной птицей огнебога Семаргла. А где обронят те соколы перья, лягут в горах груды золота. И вот выехали в чисто поле две рождённые Родом сестры - Правда и Кривда, чтоб померяться своей силой. И начался бой между светом и тьмой, между жизнью и смертью. Между Правью и Навью. Загремели тогда громы на небе, собрались над полем сизые тучи. Стали биться с чёрными силами светлые боги, а на помощь им пришла рать небесная - птицы светлые, птицы сильные. Бились на небе орлы с воронами, с филинами бились соколы, белые лебеди бились с чёрными. И летели перья во все стороны. Вот подъехал Семаргл, огненный бог, сын Сварогов, к лютому Чёрному Змею, а у того змея стала тысяча голов, двенадцать хоботов и без счёту хвостов. Просто чудище несусветное, так и пышет злостью на всю Вселенную. Скачет Чёрный Змей на чёрном коне, а тот конь огромный, как скала, а позади коня стая хортов бежит. Дикие хорты - собаки-вихри и волки-смерчи, лают да скалятся красными пастями, добычу себе ищут. - Твоё дело - под землёй лежать, а пыхтеть на белый свет тебе нечего! - так сказал подземному чудищу бог Семаргл, показал врагу свои зубы огненные и дохнул огнём, очищающим жаром-пламенем. Змей попятился от обидчика, заскулили, затявкали хорты, а кругом палёным запахло. Тут Семаргл поднял секиру Сварогову и давай разить Чёрному змею головы. А потом взлетел в небо огнепёрым Рарогом-соколом и дождём огненным стал падать на обидчика. Светлый Дажьбог бился с братом рядышком, а Стрый-ветрогон раздувал божье пламя испепеляющее, чтобы пожгло оно в чистом поле всю рать Чёрного Змея. Жаркий Хорс за тучи не прятался, освещал весь мир яснее ясного. Но слишком уж много детушек у Чёрного Змея, слишком уж много силушек. И никак богам с ним не справиться. Вот если бы теперь великаны-асилки помогли светлым ратичам, может, и загнали бы тогда боги всю нечисть обратно в тёмное подземное царство. Но великаны-асилки сказали Сварогу небесному, мол, не наше это дело великанское - биться за Правду с подлою Кривдою, наше дело - раскладывать камушки да деревья с корнями выковыривать. Засмеялся тогда Чёрный Змей, закивал головами, при нём оставшимися и принялся напускать на мир мглу холодную, чёрную. Даже Хорса не стало видно за этими клубами туманными. И тогда упал Хорс вместе с солнцем за море, и настала ночь на земле. У Семаргла тоже не осталось сил, тяжко вздохнул он и, оборотившись крылатым псом, взлетел к отцу в царство Прави, чтоб отдышаться в печи кузнечной. У Дажьбога светлого, сильного потускнела кольчуга в бою, из последних сил натиск чёрной тьмы удалой Дажьбог один сдерживал. Даже ветер-Стрибог закашлялся, подавившись змеиным маревом. Вот уж Явь всю дымом заволокло, вот уж добрался Змей до царства Прави. Все три каменных свода до дырки пролизал красным языком - вот уж лижет двери в Сварогову кузницу. Тридцать уже пролизал - ещё три осталось. И тогда Сварог - великий творец! - в своей кузне на Семаргловом огне, который раздул Стрибог, тяжкий плуг в одночасье выковал. Растворил три последних двери да и кинул плуг прямо на Чёрного Змея. А Сварожичам говорит: - Подходите к Чёрному Змею проклятому, помогите его в этот плуг запрячь! Понял Семаргл задумку Сварога мудрую, подошёл и ухватил Змея за язык клещами огненными. Дажьбог булавой ударил со всей силы, чтобы смирно сидел Чёрный Змей. Стрибог стал раздувать тьму вокруг, чтобы уходила власть от владыки подземного. Так мало-помалу запрягли они в плуг чудище несусветное, и тогда обессилел Змей и спросил Сварога небесного: - Что ты хочешь, хозяин неба, за мою свободу, за жизнь моих подземных детушек? - А много ли у тебя осталось в Нави детушек? - отозвался мудрый Сварог. - Многим не много, да и малым не мало. Ведь навий народ плодится быстрее быстрого. И растёт скорее скорого. Есть Вий Змеевич - сынок, воевода могучий, только он солнечного света совсем не выносит... (.... Змеевич Горын, Кощей сын, внучка Яга.....) - Тогда, чтоб не сгинули твои детушки, да и мои чтобы живы-здоровы остались, давай, Чёрный Змей, решим наш спор на вечные времена. Целиком ни тебе, ни мне Вселенной не достанется. Давай пропашем межу между нашими царствами. Межу по Сырой Земле в царстве Яви. Будет справа моё светлое царство, а слева твоё царство чёрное, сёстры-близняшки Правда и Кривда станут нам свидетелями. - Будь по-твоему, небесной Прави царь. Буду с тобой мир делить - распахивать! И в тот же миг громыхнули громы на небе , засверкали повсюду молнии, и небесные животворные реки пролились на Землю-кормилицу плодородным проливным дождём.

Ярослав: Светлаока пишет: Древнейшие сказы восточных славян. Как случилась битва добра со злом. Автор - М.Семенова? Или А. Асов?

Светлаока: Александр П. пишет: В Чернигове нет Да, нет, я сама искала в поисковике. Но так мне ответил (...) из Киева; возможно, запятые в его посте так переплутили всё.... Наверное, говорилось и о Софийском храме, и о Черниговском. Там ведь всё древнее. Обратилась к Ладимиру - он из Чернигова. Мож тут разместит виды.

Светлаока: Дмитрий С. пишет: Странно наряду с Перуном, Дажьбогом Раз допустили, значит значимое мифическое существо, нужное и которое всегда рядом. Если может оборачиваться псом, то тут не благодарность ли рода человеческого верному спутнику? Так сказать, первый памятник?

Светлаока: Ярослав пишет: Автор - М.Семенова? Или А. Асов? Гы. А вот русские знают! Начали издавать наши славянские мифы. Не одним греческим царствовать.

Светлаока: Дмитрий С. пишет: Лучше сказать честно, чем опираться на духовное зрение. Круто. Прямо цитата. Значит, в духовном зрении нету чести? Типа бесстыдное оно?

Дмитрий С.: Светлаока пишет: Раз допустили, значит значимое мифическое существо А почему тогда Волоса или Ладу не допустили?

Светлаока: Дмитрий С. пишет: А почему тогда Волоса или Ладу не допустили? Да! Почему?!?! Оборачивайся семарглом да лети ко Владимиру: спытай его огнём!

Ярослав: Светлаока пишет: Гы. А вот русские знают Конечно-конечно, у всех русских прямой доступ в базу-данных-в-которой-всё-есть Светлаока пишет: Начали издавать наши славянские мифы Очередные "мифы древних славян" а-ля Асов? Источник, пожалуйста.

Огнезар: Светлаока пишет: приведи пожалуйста трактат, источник возникновения, написания и применения буквы... ну хоть бы О Можно по букве Ё?

Дмитрий С.: Светлаока пишет: Круто. Прямо цитата. Значит, в духовном зрении нету чести? Типа бесстыдное оно? Когда на вопрос "откуда" следует ответ "из духовного зрения, поэтому это правда", в этом чести немного, на мой взгляд

Светлаока: Дмитрий С. пишет: "из духовного зрения, поэтому это правда", Не было такой цитаты. Подтасовка. При чём тут правда? это ведь просто сказки. Разве самые первые на земле сказы русов дошли до нас в своей первозданности? Нет. Они всё время обрастали чем-то новым, невиданным и диковинным - как хотелось тем рассказчикам, которые передавали эти сказы. Что же вы волнуетесь так, будто "честь народная задета"?



полная версия страницы