Форум » » Семаргл - Бог растений? Помогите разобраться. » Ответить

Семаргл - Бог растений? Помогите разобраться.

Зима: Уважаемые Волхвы или Знающие люди, Вы многое знаете в русском родноверии, а самое главное, понимаете. И понимаете душой, а не логикой. Хочу попросить Вас помочь разобраться мне с богом Семарглом. Меня в первую очередь интересуют сведения о функциях Семаргла. Не стала бы задавать вопрос, предварительно не изучив литературу по этому вопросу. А конкретно меня интересует вот что: Академик Рыбаков увидел в Семаргле древнерусское божество растительной силы, посевов, семян, ростков и корней растений, их охранителя. Почему? На каком основании? Можно ли заявить, что Бог растений – Семаргл? Какие функции он выполняет, как бог растений? М.А.Васильев в книге ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА, написал, что: «На основании многих источников, а также сказочного фольклора иранских народов воссоздаются такие вероятные функции рассматриваемого образа Семаргла (Саэна (Шьена)-Симурга): 1. Он имеет местом своего пребывания вершину "мирового (космического) древа" (вариантом которого в зороастрийских текстах является "дерево всех семян и всех лекарств"); 2. Он является одним из защитников "мирового древа" от вредоносных хтонических созданий "нижнего мира" (пресмыкающихся, рептилий и др.), вообще их постоянным противником; 3. Тяжестью своего тела Он стряхивает "семена всех растений" с "дерева всех семян", и они с небесными водами попадают на землю, обеспечивая в конечном итоге пропитание людей.» Дают ли эти сведения возможность утверждать, что речь идёт о Боге растений? При этом в энциклопедиях, в т.ч. на http://www.pagan.ru/s/semagrl0.php отрицается функция Семаргла, как бога растений. И ещё, Семаргла называют богом огня и Луны (http://www.dazzle.ru/spec/bogi-13.shtml#4). Как совмещается несовместимое? Буду благодарна за ваши мнения.

Ответов - 160, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Заречный: Здравия, Зима! Зима пишет: Заречный по той логике, что Вы предложили, Вася студент может превратиться в Василия Петровича. Но став им, он уже не тот лимоновец... Кто он будет на самом деле? Возможно ли по этой логике, соеденить ипостаси? Очень даже возможно. тезис: бедный студент-лимоновец антитезис: финансист - едросс ситез: бывший финансист, а ныне бомж - жириновец. или синтез2: полевой командир отряда непримиримой вооруженной оппозиции - "фОшЫстЪ" Только это не я придумал, а Г-Ф.В. Гегель, закон отрицания отрицания. Целую ручки, Заречный

Ставр: Родамир пишет: а народный Обычай и состоит из совокупности практически применимых итогов личных восприятий каждого из людичей, составляющих НАРОД, в том числе и наших генетических предков предшествующих каждому из нас. - в общем и целом соглашусь. Однако это ничего не доказывает, бо дело-то здесь в том, что мы просто-напросто не знаем, КЕМ был в сознании наших генетических предков Семаргл. Светлаока пишет: Ставр, а любой обычай, переходящий позже в традицию, изначально разве не из личного восприятия складывается?! - см. выше. Светлаока пишет: Поэтому и образ пса - верного стража, спутника. - буксуем?:) В очередной раз вопрошу: на основании каких источников делается вывод о том, что Семаргл изображался именно в "образе пса - верного стража, спутника"?

Вячеслав: Ставр пишет: бо дело-то здесь в том, что мы просто-напросто не знаем, КЕМ был в сознании наших генетических предков Семаргл. А если решить, что Семаргл - бог крылатых собак, то и вся дискуссия яйца выеденного не стоит.


Ставр: Вячеслав пишет: А если решить, что Семаргл - бог крылатых собак, то и вся дискуссия яйца выеденного не стоит. - да она и так не стоит. Бо источников мне так и не предоставили, предложив взамен как раз буйство ума:)

Зима: Светлаока, спасибо, что озвучила почему не задумались именно об имени Семаргла? Ведь в нём - семя. Для прорастания семян нужно тепло, т.е. Солнце, его жар и огонь. Семена, их прорастание (будущий урожай) необходимо пестовать и охранять. Поэтому и образ пса - верного стража, спутника. я тоже об этом думала, и у Рыбакова, что-то похожее на эту логику написано. Вот только связь "семена-прорастание-охрана посевов" подходит не ко всем растениям вообще, а только к окультуренным. Многим семенам растениий наших широт, например, почти всем древесным и многолетним растениям требуется период покоя, зимние холода (т.н. стратификация, без этого не прорастут), так же нужна влага, для набухания в почве. Охранять их безсмысленно. Это таинство. Здесь нет такой массовости, как на полях. Семаргл тут не помощник. Значит, Семаргл - Бог "домашних" полевых и огородных растений.

Зимушка: оффтоп - Зима, а вы кто?

Вячеслав: Зима пишет: Значит, Семаргл - Бог "домашних" полевых и огородных растений. Распалась связь времен... Специальность Симаргла установлена! Только домашних растений!! Ужас!! А как же дикие? Чахнут без бога? Простите, Зима, но на основании чего вы сделали такой вывод? Нет, если вам это нравится, то пользуйтесь, не жалко.. Но, для общего развития, хотелось бы знать предпосылки...

Дань: Родамир прав на 100 процентов. Представления о Семаргле напрямую связывают его с божьим псом и, конечно, огненной стихией. Связь с растениями тут – чисто символическая. Дло в том, что растения приносят Семарглу, как волку-хранителю, в виде требы. Смесь определенных растений – позволяет призвать волка в нужное место и время. А домашние они или дикие - значения совершенно не имеет. Принимая во внимание возможности Семаргла по перевоплощению в волка, можно также предположить его покровительство практике оборотничества.

Ставр: Дань пишет: Представления о Семаргле напрямую связывают его с божьим псом и, конечно, огненной стихией. - а то, блин... Вот я и прошу в который раз уже - поделитесь со мною, неразумным, информацией о том, ОТКУД(ОВ)А вы берёте эти "представления"? Дань пишет: Смесь определенных растений – позволяет призвать волка в нужное место и время. - прикольно:) Даже и комментировать не буду. Дань пишет: Принимая во внимание возможности Семаргла по перевоплощению в волка, можно также предположить - принимая во внимание безапелляционно-утвердительный тон, можно также предположить что вы, вероятно, с Семарглом лично знакомы?:)

Светлаока: Ставр, ты - нигилист! Я-то думала, что они вымерли вместе с Базаровым в 19 веке, ан нет.... базар продолжается. Традиция наша устная, - от прадедов к внукам, из уст в уста (tra dici - через речь, посредством говорения), что ж ты манускриптов, да учёных трудов всё от народа требуешь?! Да пожгли наши берестяные книги, в омуты с христианизацией забросили. Все об этом знаем. Может, цитата из Д. Дудко поможет? Матерь Лада. Божественное родословие славян. Симаргл - крылатый пёс. Единственный из славянских чудо-зверей, он занял место в "пантеоне Владимира" среди верховных богов Руси. Богу Симарглу, входившему в пантеон Владимира, решительно не везло с памятью потомков. Древнерусские книжники разделили его на богов Сима и Ргла. Мифологи 18 века обратили в "Замцерлу", богиню весны и зари. В фольклоре его имя не сохранилось. Исследователи давно предполагали в Симаргле иранского Симурга. Но доказать эту версию на археологическом материале сумел лишь Б.А. Рыбаков. Истоки этого образа - в трипольских изображениях крылатых псов, стерегущих посевы на небе. Имя же Симурга восходит ко времени арийского единства. В Ригведе, птица, похитившая для Индры сому (божественный напиток), именуется "шьена" (орёл, сокол, ястреб). В послеведической традиции ей соответствует Гаруда - огромная птица, на которой летает Вишну. А в иранской - птица саена (авест. saena); в I тысячелетии н.э. произносилось сэнмурв, позднее - симург. В зороастрийской мифологии саена-сэнмурв - гиганская птица, стерегущая древо жизни. Она стряхивает с него семена всех растений, и те разносятся по свету. Саена имеет тройную природу (собаки, птицы и мускусного животного), обладает зубами и молочными железами, живёт в пещере и ведёт ночной образ жизни. Она создана первой из птиц и связана с потусторонним (духовным) миром. (....) В скифском искусстве подобные существа изображены на ножнах меча из Елизаветинских курганов на Дону, конском налобнике из Волковцев на Суле и бляхе из Семибратних курганов на Кубани. У всех них - пара лап хищника, крылья и чешуйчатый хвост. Первое существо (с головой грифона и рыбьим хвостом) борется со змеёй. У второго- семь собачьих (или волчьих) голов, длинное чешуйчатое тело и рыбий хвост. Над ним - маска человека-льва. Третье имеет голову собаки или волка, козлиную бородку, крыло в виде головы грифона и змеиный хвост с головой утки на конце. А на навершнях из степных скифских курганов изображался грифон-"гиппокамп" с головой и лапами собаки (волка), гребнем на шее, крыльями, змеиным телом и хвостом рыбы. (продолж. следует). А мож эта книга есть в инете, а я парюсь?!

Дань: Любезный Ставр, я с удовольствием отвечу на ваши вопросы. Но прежде ответьте мне вы. Кто вы по профессии и чем занимаетесь? Если вопрос или ответ нескромный - можно в личку.

Светлаока: У славян изображения сэнмурва-Симаргла впервые появляются на преславской диадеме Х века. Симарглы с головами барсов, грифоны и крылатые барсы сопровождают здесь Александра (Даждьбога), летящего на грифонах. Особенно часто встречается Симаргл на древнерусских подвесках-колтах и русальных браслетах 12-13 вв. В этих украшениях плясали на языческих русалиях княжны и боярышни. Хвост, крылья и язык Симаргла изображаются здесь процветшими или перерастают в растительную плетёнку. Древнерусский Симаргл крылат, однако связан не с небом, а с плодородной почвой. На браслете из Твери, на сербских и украинских книжных миниатюрах 12-16 в. Симарглы находятся у корней древа жизни, вырастающего из их тел. На металлической арке 12 в. из Вщижа они изображены ниже птиц, символизирующих движение солнца, и выше ящеров - хозяев нижнего мира. На браслете из Старой Рязани хвосты Симарглов перерастают в древесные корни. А на тверском браслете Симаргл вырастает из земли подобно дереву. Плясунья-русальница с рогом в руке держит его за крыло.Это позволило Б. Рыбакову отождествить Симаргла с загадочным богом Переплутом, поклонники которого (согласно антиязыческим поучениям), вертясь в танце, пили из рогов. Переплута исследователь усматривает и в изображениях птиц с мужскими головами в колпачках. На браслетах тела их, как и у симарглов, перерастают в корни или растительную плетёнку. На рельефах Георгиевского собоора в Юрьеве-Польском у них - спирали на груди и процветшие хвосты.

Велеяр: Светлаока пишет: Ставр, ты - нигилист! Ставр - не нигилист. Просто "по теме" он знает немножко больше нас всех, вместе взятых. И не из "фоменок, чудиновых, и иже с ними".

Ставр: Дань пишет: Кто вы по профессии и чем занимаетесь? - IT. Занимаюсь установкой и обслуживанием эквайринговых серверов (POS-концентраторов), плюс локальными сетями и пр. по данной теме. А что ты думал, я отвечу что "Я жрец-ведун в восьмом поколении"? "Хранитель Тайных Знаний, получивший Посвящение от Восьмидесяти Восьми Сокрытых Ведающих"?:) Нет, друже, всё гораздо прозаичней (но не менее Божественней:)) В общем, я ответил. Хотя и не понимаю, какое это имеет отношение к данной теме. Давай теперь ты отвечай - на чём зиждятся твои безапелляционные заявления? Источники выкладывай, инако сказать (только, опять же, не нужно кидать ссылки на современные писания всяческих "пРасвещённыхъ"). ... Светлаока пишет: Традиция наша устная, - от прадедов к внукам, из уст в уста - то есть, тебе про Семаргла на ночь (или не на ночь) рассказывала твоя бабушка? "Из уст в уста"? Собственно, вопрос риторический, бо ответ я знаю наперёд. НИКТО тебе ничего "из уст в уста" про Семаргла (и не только прo Семаргла) не передавал. Посему к чему эти выкладки? Ты выдаёшь желаемое за действительное, причём в дозах, превосходящих всяческие (здраво)мыслимые пределы. Светлаока пишет: Может, цитата из Д. Дудко поможет? - не поможет. К тому же, я книгу эту читал и прекрасно знаю, потому ты действительно зря паришься. Дудко, хотя и в целом грамотный исследователь, однако время от времени позволяет себе, скажем так, некоторое буйство фантазии. А если говорить конкретнее, то НИ НА ОДНОМ изображении "крылатого пса" нет надписи, говорящей о том, что изображён именно Семаргл, а не кто-либо другой (всяческие "индоиранские параллели" брать в учёт не буду). Равно как НИ ОДИН из известных источников даже косвенно не упоминает, что Семаргл мог изображаться в виде "крылатого пса". В общем и целом доказательная база Б.А. Рыбакова (Вечная ему Память по его делам, тем не менее) достаточно шаткая во всём, что касается как Семаргла, так и его тождественности/не-тождественности с Переплутом. А, соответственно, исследователи "формата" Дудко берут за точку отсчёта именно разыскания Рыбакова, лишь "навешивая" на его шаткое здание разноцветные обрывки "аналогичных" мифологических образов.

Дань: Уважаемый Ставр. О работе я спросил тебя не случайно. Просто зная, чем дышит человек, становится проще с ним общаться. Было бы забавно, если бы ты назвался посвященным от Восьмидесяти Восьми Сокрытых Ведающих. Моя профессия – волхв. Это работа. Свои заявления я делаю в первую очередь на основе информации, переданной мне в свое время моим учителем. Он получил их от своего. Плюс – собственные практики. Поэтому, грубо говоря, с Семарглом я знаком примерно на том же уровне как ты с POS-концентраторами. Традиционная магическая работа всегда выполняется под охраной. Это как выход в Интернет с антивирусом. Вот роль такого «антивируса» и выполняет традиционно божий пес или же волк, именуемый Семарглом. Не вдаваясь в излишние для форума подробности, скажу, что для работы с Семарглом требуется две вещи: 1. Огонь. 2. Правильная смесь растений. Без этих составляющих он не появляется. Знаю также, что современные славянские общины также активно используют на практике идолы волка-хранителя. Как правило, их основная функция – защита места, где проводятся обрядовые действия. Как видишь, мои заявления – чисто практические. Ничего общего с «просвещенными» идеями не имеющие. А говорю я их твердо, поскольку знаю на деле. Хотя, иногда это может выглядеть не очень корректно. Волхв всегда находится на грани Нави. Работа такая. Вредная. А если докапываться до корней слова Семаргл, то тут я знаю не более, чем ты знаешь о создателе первого POS-концентратора.

Ставр: Дань пишет: Моя профессия – волхв. Это работа. - круто. 3D-анимационная картинка на твоём аватаре, плюс РПГшные выкладки в соседней теме только подчёркивают это:) Дань пишет: Плюс – собственные практики. - какие практики, например? Можешь предоставить описания каких-нибудь не особо "секретных"? (Если "шифр" - то можно и в личку). Собственно, я также не случайно прошу их описание, бо с Практической стороной также знаком чуток. Понятное дело, "волхвом" не работаю, но на их (описаний) основе вполне способен составить своё (субъективное, понятное дело, а как же иначе?:)) мнение о твоём уровне. Идёт? Дань пишет: всегда выполняется под охраной. Это как выход в Интернет с антивирусом. Вот роль такого «антивируса» и выполняет - кстати, антивирус не "охраняет" (если только не висит резидентно в системе). Антивирус преимущественно лечит. А охраняет файрволл (он же брандмауэр, он же сетевой экран). Дань пишет: А говорю я их твердо, поскольку знаю на деле. - ничего страшного и удивительного. Есть масса прочих заблуждений, о которых люди говорят твёрдо.

Здравослав: Простите, что вмешиваюсь в разговор, но Дань пишет: Моя профессия – волхв. Это работа. То есть ты зарабатываешь этим на жизнь. Вопрос: кто тебе платит жалованье? Волхвы ССО, Родолюбия и других общин руководят обрядами и совершают непростые вещи совершенно бескорыстно. (Поправьте меня, если я не прав). Все они "в миру" - образованные и занятЫе люди, как и большинство из нас, здесь общающихся. К тому же, что это за самозванство? Волхвом славянин признаётся не только своим наставником (которого может, по идее, и не быть), а общиной - людьми, которые лицезреют то, что он совершает. Дань пишет: Свои заявления я делаю в первую очередь на основе информации, переданной мне в свое время моим учителем. Он получил их от своего. Ну во-первых, я, честно говоря, не знал, что на Дальнем Востоке обитают целые поколения славяснких волхвов! Во-вторых, ты говоришь таким тоном, будто твоим учителем был сам Велес. Дань пишет: Работа такая. Вредная. А кому ты предоставляешь свои услуги? Неужели на ДВ так много Родноверов?

СС: Интересный обзор феномена Семарглa есть у Васильева http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism/part2/index.html Об иранском корне Семаргла у Вишнева http://artifact.org.ru/content/view/205/70/ Если допустить тождество, что Семаргл = иранскому Симургу, то тогда появятся и птицы и летающие собаки, и много чего летающего, бо «птичий» фактор в славянской мифологии достаточно силён. http://myth.sidheland.com/BESTIAS/005.htm С другой стороны, вопрос может напрямую касаться индо-иранских корней в славянстве, уходящими в скифскую историю. Мы, например, до сих пор не знаем, кто были северяне, - славянские северо или иранские сиверы (савиры). Но вместе с тем, ирнаский след Семаргла, это только лишь одна из версий, а их может быть множество. Ниже иранский Симург, «зверь» с крыльями

Ставр: СС пишет: Но вместе с тем, ирнаский след Семаргла, это только лишь одна из версий, а их может быть множество. - вот в том то и дело, что всё это догадки, версии. Потому и удивляет (и умиляет) базапелляционный тон отдельных посетителей данного форума.

СС: Ставр пишет: вот в том то и дело, что всё это догадки, версии. Потому и удивляет (и умиляет) базапелляционный тон отдельных посетителей данного форума. В этом я с тобой согласен на все 100%.



полная версия страницы