Форум » » Семаргл - Бог растений? Помогите разобраться. » Ответить

Семаргл - Бог растений? Помогите разобраться.

Зима: Уважаемые Волхвы или Знающие люди, Вы многое знаете в русском родноверии, а самое главное, понимаете. И понимаете душой, а не логикой. Хочу попросить Вас помочь разобраться мне с богом Семарглом. Меня в первую очередь интересуют сведения о функциях Семаргла. Не стала бы задавать вопрос, предварительно не изучив литературу по этому вопросу. А конкретно меня интересует вот что: Академик Рыбаков увидел в Семаргле древнерусское божество растительной силы, посевов, семян, ростков и корней растений, их охранителя. Почему? На каком основании? Можно ли заявить, что Бог растений – Семаргл? Какие функции он выполняет, как бог растений? М.А.Васильев в книге ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА, написал, что: «На основании многих источников, а также сказочного фольклора иранских народов воссоздаются такие вероятные функции рассматриваемого образа Семаргла (Саэна (Шьена)-Симурга): 1. Он имеет местом своего пребывания вершину "мирового (космического) древа" (вариантом которого в зороастрийских текстах является "дерево всех семян и всех лекарств"); 2. Он является одним из защитников "мирового древа" от вредоносных хтонических созданий "нижнего мира" (пресмыкающихся, рептилий и др.), вообще их постоянным противником; 3. Тяжестью своего тела Он стряхивает "семена всех растений" с "дерева всех семян", и они с небесными водами попадают на землю, обеспечивая в конечном итоге пропитание людей.» Дают ли эти сведения возможность утверждать, что речь идёт о Боге растений? При этом в энциклопедиях, в т.ч. на http://www.pagan.ru/s/semagrl0.php отрицается функция Семаргла, как бога растений. И ещё, Семаргла называют богом огня и Луны (http://www.dazzle.ru/spec/bogi-13.shtml#4). Как совмещается несовместимое? Буду благодарна за ваши мнения.

Ответов - 160, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Светлаока: Со спиралями (знаками Солнца) и чешуйчатыми телами изображены симарглы на вратах собора Рождества богородицы в Суздале (13 в.). Сэнмурвы со спиралями на крыльях известны и в венгерском искусстве Х в. А на крыльях "переплутов" на старорязанском браслете - солнечные косые кресты. Эта связь Симаргла одновременно с змлёй, растительностью и солнцем заставляет вспомнить Ярилу или Диониса (отождетвляющегося с подземным солнцем). А в Бельске (Гелоне), где найден глиняный сэнмурв, ираноязычные будино-гелоны почитали "Диониса Гелонского". В древнерусском искустве, как и в скифском, очень близки образы Симаргла-сэнмурва и дракона. В средневековом искусстве Запада и Руси дракон (например на иконах св. Георгия) имеет собачью (волчью) голову, длинное тело змея, крылья и пару лап хищника. Но у собакоголового "дракона" на капители 12 в. из Чернигова процветший хвост перерастает в плетёнку. У драконов на рельефах Георгиевского собора - процветшие хвосты и сплетённые узлом тела, иногда - бородка (как у скифского и иранских сэнмурвов). На суздальских вратах и у драконов, и у симарглов чешуйчатые тела и собачьи головы; у драконов также процветшие хвосты, иногда бородки, на крыльях - ростки или спирали. У южных славян, как уже говорилось, добрые драконы-громовники бьются со злыми - водными. На древнерусских хоросах (церковных люстрах, символизирующих солнце) изображаются драконы и грифоны, а на ростовских резных наличниках 19 в. собакоголовые драконы охраняют солярный знак. Среди чудо-зверей георгиевских рельефов есть "грифозмей": передняя часть тела грифона, две лапы, процветший змеиный хвост, на груди - солнечная спираль. Он напоминает скифского грифона -гиппокампа, тоже солярного: этот зверь изображался на навершиях там же, где в других случаях выступает Аполлон-Гойтосир, грифон или просто солярный знак. (...) К славянам от иранцев проникли позитивные образы дракона, грифозмея и сэнмурва, связанные с растительным плодородием и солнцем. Произошло это задолго до Х-ХШ вв., когда эти образы материализовались у славян в золоте, серебре и камне. Персидские сэнмурвы, вероятно, повлияли на внешний облик славянских симарглов, но само имя ( а значит, и образ) Симаргла заимствовано от северных иранцев (скифо-сарматское -marg-). И не от сарматов (у них, как и у средневековых аланов и осетин, крылатый пёс не встречается), а скорее всего, от будинов-гелонов скифского времени. На древнерусских украшениях грифоны чаще встречаются к западу от Днепра, симарглы - к востоку. При этом на славянской почве Симаргл сильно изменился: стал лишь божеством земной почвы, приобрёл более человекоподобный облик и чисто славянское имя Переплут. Но неизменной осталась его добрая суть стража и источника сил плодородия. Единственный из славянских чудо-зверей, он занял место в "пантеоне Владимира" среди верховных Богов Руси.

СС: Светлаока пишет: Со спиралями (знаками Солнца) и чешуйчатыми телами изображены симарглы на вратах собора Рождества богородицы в Суздале (13 в.). Сэнмурвы со спиралями на крыльях известны и в венгерском искусстве Х в. А на крыльях "переплутов" на старорязанском браслете - солнечные косые кресты. Светлаока, Вам же Ставр достаточно ясно изложил свой вопрос, дословно: «Вот я и прошу в который раз уже - поделитесь со мною, неразумным, информацией о том, ОТКУД(ОВ)А вы берёте эти "представления"?» То, что Вы написали выше, есть не более чем Ваше личное мнение, кое бесспорно очень интересно, но вместе с тем, не представляет исторической ценности. Если же Ваше мнение идет в поддержку гипотезиса Семаргл = Симург, то под него нужно подводить основания (источники) об иранской составляющей в общеславянском этногенезе или же в частности, как например, «какое из племен». Но, вместе с тем, это тоже будет версия, коих может быть много, бо кто-то может сказать, что никакого Семаргла вообще не было, что сиё есть выдумка Нестора, или же его «переписчиков» - а были, скажем, Сим (seime "великан" от литовского) и Рыгл (Регл, правитель Корсуни, или же византийский канонизированный Ираклий). И это тоже будут версии.

Светлаока: СС, ещё раз (если не видно!): я выписала цитату из книги Д. Дудко Божественное родословие славян. СС пишет: бо кто-то может сказать, что никакого Семаргла вообще не было, ... ну и скажите Вы своим внукам, что "вообще не было ничего". А я раз-скажу, да ещё и при-скажу, да ещё..... Моим внукам будет интереснее жить, право! (Состоялся бы Пушкин как поэт, если бы у него не было в детстве Арины Родионовны?)


Велеяр: Светлаока пишет: (Состоялся бы Пушкин как поэт, если бы у него не было в детстве Арины Родионовны?) Не надо смешивать в одну кучу народные сказки и "сказки новоучёных". На основе последних таких "пиитов" насостояться может - три машины не откачают...

Светлаока: Велеяре, так "сказка - ложь"!.....

Светлаока: Зима пишет: Вы многое знаете в русском родноверии, а самое главное, понимаете. И понимаете душой, а не логикой. Зима заказала тему, пусть она и выберет, решит: что она возьмёт себе на заметку, а что отсеет. Дева верно выбрала слова для речи своей: для тех, кто "душой понимает, а не логикой". А дух только на соответствующие вибрации другого духа откликается. Будет запрос - придёт ответ. Запроса не будет - в дальнейшем - тишина. Мы придём просто к молчанию. Компьютеризация к этому ведёт: каждый в своей норке сидит и щёлкает по клаве. Молча.

Дань: Ставр пишет: круто. 3D-анимационная картинка на твоём аватаре, плюс РПГшные выкладки в соседней теме только подчёркивают это:) Не спорю. Я, конечно, мог бы обозваться как-нибудь поинтереснее (или помоднее) типа Богумир, Беломор или Богодул, поставить крутую аватару со злобным бородатым дядькой и гОвОрить речи в пОдОбающем тоне, будто только что вышел из архангельского леса. Мне кажется - это уже слишком. Таких посетителей тут хватает. Множить их число - не вижу смысла. А анимешная заставка - для тех, кто поймет знак, если таковые тут действительно имеются. Про остальное, скину тебе в личку. Здравослав пишет: Вопрос: кто тебе платит жалованье? Ответ логичен. Люди, клиенты. Рекламу своих услуг я тут публиковать не буду, потому как в принципе против всякой рекламы. К тому же, что это за самозванство? Волхвом славянин признаётся не только своим наставником (которого может, по идее, и не быть), а общиной - людьми, которые лицезреют то, что он совершает. Общины у меня, увы, пока нет. А у тебя? честно говоря, не знал, что на Дальнем Востоке обитают целые поколения славяснких волхвов! Он н местный. Как, впрочем, и я. А кому ты предоставляешь свои услуги? Неужели на ДВ так много Родноверов? Любезный Здравослав, в мире существуют не только Родноверы. Людей на самом деле очень много. Более чем достаточно. Кстати, расскажи, много ли Родноверов в Озерске? Собираюсь по осени наведаться в ваши края. Хочу разузнать подробности. Светлаока пишет: Мы придём просто к молчанию. Компьютеризация к этому ведёт: каждый в своей норке сидит и щёлкает по клаве. Молча Согласен. Надо чаще встречаться.

Светлаока: Велеяр пишет: Не надо смешивать в одну кучу народные сказки и "сказки новоучёных" И народные сказки имеют личностное начало, моноисток, так сказать. Лады, другой подход применим: вот подойдёт волхв славянский к собору древнему в Суздале али во Владимире, сосредоточится и задаст свои мысленные вопросы тем волшебным зверям, высеченным в камне: мол, что и как и почему вы тут у нас, к веде-вере славянской притулились? Будет ли ответ? прояснится вопрос? А если нет, - то волхв плохой или волшебства не существует?

Дань: Ветер, ветер, ты могуч. Ты гоняешь... (итак далее по Пушкину А.С.) Вспомнился "Comedy club"...

Светлаока: Э-э, нет, волхв Дань! Куда же Вы сразу в проулочек?!

Дань: Диалог с неодушевленными предметами - стезя шизофреников. Есть, конечно, разговоры, например, с кумирами. Но это не самоцель. Хотя у Александра Сергеевича, конечно, все было гораздо веселее.

Здравослав: Дань пишет: Общины у меня, увы, пока нет. А у тебя? Заметь, я не называю себя волхвом. Дань пишет: Любезный Здравослав, в мире существуют не только Родноверы. Людей на самом деле очень много. Более чем достаточно. Кхм, не понимаю, а зачем славянский волхв нужен тем, кто не является Родновером? Зачем твои услуги понадобятся, например, х-тианину, буддисту или атеисту? Дань пишет: Люди, клиенты. Рекламу своих услуг я тут публиковать не буду Клиенты?! Реклама?! И это говорит волхв??! Это скореее смахивает не на волхование, а на "салоны предказателей-гадателей", кои в газетёнках и жёлтой прессе в разделе: "Реклама" нередко публикуются. Дань пишет: Кстати, расскажи, много ли Родноверов в Озерске? Собираюсь по осени наведаться в ваши края. Хочу разузнать подробности. В моём РОДном городе есть славянская община, пусть не такая большая, как в Калуге или Москве, но всё же община, со всеми прилагающимися праздниками, обрядами и т.д. А на Урале, да даже в рамках одной лишь Челябинской области, Родноверов сотни (если не больше).

Мирослав: Здравослав Здравослав пишет: а зачем славянский волхв нужен тем, кто не является Родновером? Зачем твои услуги понадобятся, например, х-тианину, буддисту или атеисту? Лично я знаком с одним знахарем, которого вполне можно назвать волхвом. Ибо человек весьма духовно "продвинутый". А лечиться к нему ходит едва ли не вся деревня. ;) Самых разных вероисповеданий. Здравослав пишет: Клиенты?! Реклама?! И это говорит волхв??! Традиционные знахари рекламу себе никогда не делают... равно как и фиксированной платы не устанавливают.

Дань: Уважаемый Здравослав. Не беспокойся, то, что ты не называешь себя волхвом, я заметил. Твоя стезя, как видно из предоставленной информации - мыслитель и мистик. Вот и поразмысли прежде чем критиковать, чем, по-твоему, должен жить и зарабатывать на хлеб волхв? У меня также как у большинства здесь присутствующих общинников и родноверов, конечно, есть и образование (высшее) и специальность. И мирской стаж работы - свяше десяти лет. Поверь, друже, я в этой жизни повидал довольно много. И получить сумел тоже многое. Но это все мирское, временное. Сейчас я на пути к вечному. И считаю по меньшей мере странным, если, человек, в общине именующий себя волхвом, в миру занимается, например, прокладкой кабелей, торговлей или работает в милиции (такие тоже бывают). Клиенты?! Реклама?! И это говорит волхв??! Это скореее смахивает не на волхование, а на "салоны предказателей-гадателей", кои в газетёнках и жёлтой прессе в разделе: "Реклама" нередко публикуются. Дань пишет: Деньги? Фу, как вульгарно. Примитив. Неужели кроме денег в этом мире для вас нет ничего важного? Мы тут в прошлом году провели своеобразный "эксперимент" по уровню человеческих потребностей. Атракцион неслыханной жадности, так сказать. Результаты ужасающие. За деньги люди готовы не то что родную общину продать, но и семью, и даже душу.

Здравослав: Дань пишет: Вот и поразмысли прежде чем критиковать, чем, по-твоему, должен жить и зарабатывать на хлеб волхв? Может мы и разнимся в мнениях, но, как считаю я, а также многие другие Родноверы, волхв должен зарабатывать на жизнь мирским трудом. Современное Родноверие - это НЕОязычество, оно адаптировано под современные условия жизни (и противопоставлено негативным сторонам общества). Ясен перец, что в старину были волхвы-отшельники, живышие в лесах и постигавшие там мудрость один наедине с природой и т.д. и т.п. Но сейчас это уже просто (к сожалению или к счастью) неприемлимо. К тому же, официально нет такой профессии "волхв", так что "на бумаге" ты безработный, получается. Дань пишет: У меня также как у большинства здесь присутствующих общинников и родноверов, конечно, есть и образование (высшее) и специальность. Какое образование, если не секрет? Мирослав пишет: Лично я знаком с одним знахарем, которого вполне можно назвать волхвом. Ибо человек весьма духовно "продвинутый". А-а, ну если "духовно продвинутый" и "волхв" - это одно и то же, то получается, что почти все Родноверы - волхвы. Мирослав пишет: А лечиться к нему ходит едва ли не вся деревня. ;) Самых разных вероисповеданий. Христианин (убеждённый, тем более - деревенский) даже не войдёт в избу, где нет креста либо икон. И не доверит своё здоровье человеку, не разделяющему его религиозные убеждения. С мусульманином ещё сложнее - он даже спину "неверному" не покажет. А деревенская "темнота" без определённой веры или религии, а также без хотя бы даже скудных теологических взглядов, безусловно будет ходить к таким ЗНАХарям и "знаХАРЯм". Больниц, чай в дерЁвнях-то нема, а жить-то хочецццааа. Дань пишет: Деньги? Фу, как вульгарно. Примитив. Неужели кроме денег в этом мире для вас нет ничего важного? Что-то ты меня похоже неправильно поняли. Я как-раз таки и имел ввиду, что это "вульгарно и примитивно" с твоей стороны брать деньги за волхование (если, конечно, ты действительно волхвуешь, а не пудрищь умы людям). Не обижайся, но раз волхв произносит слова "клиенты", "реклама" (к тому же ты, Дань, говорил, что рекламу ЗДЕСЬ размещать не бдуешь, но где-то же она у тебя, получается, есть..), то это сразу приравнивает его к уровню современных владельцев "салонов по предсказанию судьбы", и в данном случае становится не важно, обладает ли этот "волхв" способностями к волхованию, или нет. Именно поэтому волхование и такого рода "бизнес" несовместимы. Я согласен, что за знахарство можно брать плату (всё же нелегко подчас достать травы и прочие ингредиенты), но за волхование брать денег нельзя - волхв черпает энергию из Нави посредством силы своего духа. Он - посредник между общиной и невидимым миром. Работа волхва должна быть безкорыстна, иначе всё "волхование" сведётся к коммерции и фальшивости, о коих я говорил выше. Прошу не серчать

Родамир: Дань пишет: Но это все мирское, временное. Сейчас я на пути к вечному. Здрав будь Дань. Славяне по рождению своему бытуют на пути к своей вечности. А из твоей цитаты следует, что Ты собрался в последний поход. Что то ранновато...... Здравослав пишет: Работа волхва должна быть безкорыстна, Труд волхва - это удержание себя на прямом пути к своей вечности, или по строму - ПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ. Слава через дело!

Мирослав: Здравослав Здравослав пишет: А-а, ну если "духовно продвинутый" и "волхв" - это одно и то же, то получается, что почти все Родноверы - волхвы. Ан нет... я много родноверов знаю. ;) Почти всем до него далеко. Много чего может мужик. Очень много. Здравослав пишет: А деревенская "темнота" без определённой веры или религии, а также без хотя бы даже скудных теологических взглядов "Народное православие", куда от него деваться. К счастью, таких православных большинство. Здравослав пишет: Больниц, чай в дерЁвнях-то нема, а жить-то хочецццааа. А эта деревня недалеко от города. В случае серьёзной болезни я, кстати, скорее к этому знахарю пойду, чем в больницу. Хоть и в городе живу. Здравослав пишет: Христианин (убеждённый, тем более - деревенский) даже не войдёт в избу, где нет креста либо икон. Деревенские убеждённые христиане - это. как правило, и есть представители "народного православия". А икона у него дома есть: жена - христианка, вроде бы. И мать наверняка.

Светлаока: Зима пишет: "И понимаете душой, а не логикой. Отзыв на цитату невидимого гостя (кто здесь наши посты читает): "В последнее время вижу деление РодноВерия или язычества на 2 направления. Одним из критериев этого деления есть кто "душой понимает, а не логикой". Чувствую, что есть и другие критерии, а главное - за всей совокупностью этих критериев стоит один принцип деления". Есть светочи, и есть серые.

Здравослав: Мирослав пишет: Деревенские убеждённые христиане - это. как правило, и есть представители "народного православия". А икона у него дома есть: жена - христианка, вроде бы. И мать наверняка. Согласен. Но есть ведь и убеждённые (сельские попы, священники и просто фанатики). К тому же, касательно "народного православия" - скажешь жителям деревни "язычество", а им уже и сатана, и чёрт и антихрист и прочая ахинея представляется. Так что, может быть этот знахарь и Родновер, но людям-то наверняка представляется х-тианином.

Светлаока: "Мыслители и мистики" , здесь тема "Семаргл....", а вас развернуло на Славянский волхв....



полная версия страницы