Форум » » Таинственный и загадочный детский язык » Ответить

Таинственный и загадочный детский язык

Светлаока: Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Твои дети плачут.... Дети красного солнца - это русские люди, о которых в "Слове о полку Игореве" говорится как о "внуках Дажьбога" - Солнца. Детское творчество, детский фольклор существовал параллельно взрослому, но с упрощениями или со своими найденными чисто детскими придумками. Наблюдая жизнь взрослых, дети старались копировать её в своих играх. Чики, микирики, По кусту, по насту, По елову кабасту.... Нагромождение заумных, придуманных слов и сочетаний обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться, к примеру (детские считалки перед началом игры) идёт из быта взрослых. Перед настоящими, неигровыми делами в далёком прошлом было правилом прибегать к жеребьёвке и счёту. Им придавали необычайную важность. Полагали, что есть несчастливые и счастливые числа. С числами 3, 7, 9, 12, 41 и другими связывали удачи и неудачи, личную судьбу. Причём результат счёта надо было сохранить в тайне.... В обиходе были тайные языки, которыми пользовались и дома, и в поле, и в лесу - на промыслах, охоте. Существовал и тайный счёт посредством придуманных слов. Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети: ведь многие детские игры имитируют охоту на зверей, уход за посевом, ловлю птиц и другие серьёзные занятия в жизни. Считалка воспроизводит счёт в нарочито изменённой форме от 1 до 10. Слова, обозначающие числа, слегка видоизменяли, производили замену отдельных звуков, переставляли слоги, добавляли новые и проч.: ази, двази, тризи, изи, пятам, латам, шума, рума, дуба, крест. Детские слова - ази, анзи, азики, ранцы, разум, разим как обозначение единицы (раз), двази, дванцы, дванчик и проч., два; первенчики, первелики, первички (первый), другенчики, друженчики, другелики (другой) и проч. Все эти слова создавались по традиционным правилам древнейшего тайного счёта. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие самая возможность играть словами, - возникают забавные в своей нелепости сочетания слогов и слов: Перя, Еря, Суха, Рюха, Пята, Сата, Ива и проч. Словесные эксперименты создают комический речевой эффект: "За черемя, за беремя, за старого, за Петра, Петровича, Егорыча, Труса" и проч. (Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество, детство).

Ответов - 13

Здравослав: Всё это, конечнно, хорошо и мило. Жаль вот только, что большинство своременных "цветов жизни", вместо придумывания считалок, целыми днями пялится в "ДОМ-2".

ведун: Может всё-таки решим, о каких детях идет речь, о грудничках, о дошкольниках(можно объединить с первыми) или уже о подростках, которые начинают из себя воображать. Тема вроде о малышах. Вот страное дело, когда детишки маленькие они держуться друг за дружку (правда когда окружающаая "среда" сие позволяет), а выростают волками друг на друга смотрят. А кто-нибудь прислушивался к разговору грудничков, ведь разные порой детишки, даже родители из разных стран, а детишки о своем лепечут, тут же призадумаешься о происхождении языка, как формы общения.

Здравослав: ведун пишет: а выростают волками друг на друга смотрят. А вот это результат американизации (читал план Далласа?), а также многих других негативных факторов современного, пошлого, уродливого общества.


ведун: Не помню, где и когда писал или не писал. В д.саду в моем районе, в одной из подготовительной группе был случай один (предыстория, в этом д.саду заведущее татарка была, детей русских не очень любила набирать) Так вот, сначало мальчик "швили" поспорил с "яном" к из них более русский, потом подходит "осетин" и заявляет "какие вы руськие, вы чурки черноз..ые, а вот я русский", ну потом драка произошла, ну раньше воспитателя подоспел к ним мальчик Ким (сын монгольского дипломата) "получайте чур..и", "за Русь". Вот так, дети "детей гор" и "дитя монгольских степей" оказались "русскими националистами", детьми тех кто воспитывает не приязнь к другим народам и в частности к русским.( монгольский дипломат не всчет)

Светлаока: Их кинофильма "Степь" (реж. С. Бондарчук, хорошо снят, кстати, фильм): мальчик лет 7 спрашивает малыша крестьянского, лет 3-х: - Тебя как звать? - Тит. ..... Этот Тит (имя римского императора!) стоит в белой рубашоночке без исподнего, с голыми ножками, а уже при хозяйстве - рядом мать просеивает ситом на ветру злаки. Конечно, раньше дети быстрее созревали, т.к. постоянно находились при родителях, трудиться начинали очень рано, поэтому и созревали рано. Кстати, когда дети начинают драться друг с другом - это возраст первого утверждения себя в жизни, занятие своего места. Дерутся молодые петушки, олени, тигры, львы... все дерутся. За право оставить своё семя в потомстве. Природный исконный принцип. Здравослав пишет: целыми днями пялится в "ДОМ-2". Выложи в инете считалки, найдутся продолжатели традиции - няньки, воспитатели.

ведун: Неа, им этого не надо, правда если они со стажем и нармальные педагоги, а вот родителям не помешало.

Светлаока: Детские игры зачастую повторяют взрослые. Таковы "Горелки" - игра прозрачно воспроизводит брачные игрища древности с их соперничеством и борьбой за невесту: - Горю, горю жарко, Горю, горю ясно! - О ком горишь? - Хочу красную девицу! - Какую? - Тебя, молодую. От взрослых к детям переходило и обыкновение давать друг другу прозвища, дразнить. Дразнили нерях: "Агашка - грязная рубашка", "Стёпка - растрёпка", осуждали нечестность: "Гришка, Гришка, украл топоришко", нерасторопность, несобранность, недогадливость: "Зина - разиня", "Филя - простофиля", обидчивость - "Федул - губы надул". Старинный быт, реальный, не идеализированный, отличался своими порядками - враждой, когда один конец деревни или пригорода жил неприязнью к другому. Дети усваивали привычку взрослых, хотя и смягчали её: редко ссоры сверстников были длительными. Само обыкновение дразнить осуждалось: "Дразнило - собачье рыло". При всей негативности обычай дразнить развивал чувство юмора и, что ещё ценнее, открытость при выяснении отношений, прямоту в осуждении недостойного поведения, неблаговидных дел.

Дань: Недавно услышал от одного сторонника реинкарнации мнение о том, что ребенок до тех пор, пока не научится говорить, помнит все слова языка своей прошлой жизни и все что с ним там происходило. Помнит, знает, только сказать не может. Новое тело для него ещё слишком непонятние, неуютное и неудобное. И вообще при рождении ребенок испытывает дикий шок. Вот он был большой сильный и умный человек, а теперь непонятные гиганты таскают его с места на места, говорят какую-то бредятину типа "Агугугу" или "А кто это у нас?", трясут и постоянно укутывают его, не понимая совершенно никаких сигналов. Потому и кричит.

Светлаока: От рождения ребёнок видит ауру, цвета радуги над своими родителями; его глазки разфокусированы, погляд свободен. Часто мы видим, как он вперивается взглядом и весело улыбается чему-то или смеётся... а это он просто цветному (радужному) пространству радуется. Года в 2-3 я видела домовят над кроватью родителей: в углу копошились такие коричневые клубки, совсем не страшные, естественные. А вспомнила это уже в зрелом возрасте. Однажды ночью мой сынок лет шести говорил во сне на каком-то непонятном языке, я долго слушала, но не догадалась записать.

Светлаока: Поддёвки и остроты Как тебя зовут? - Зовут Зовуткой, Величают уткой. - Кто? - Дедушка Пыхто. Да бабушка Никто! - Ты чей? Ты откуда? - Из зелёных луг Ананьин внук, Курицын племянник, Петухов сынок. - Тарин, Барин, Пощипай Ехали на лодке. Тарин, Барин утонули - Кто остался в лодке? - Пощипай. (Затеявший игру щипает недогадливого партнёра) - Благодарю! - Благодарю - пономарю, Что во все позвонил. - Прощай! - Прости-прощай - Нас век не знай! - Тебе поклон послала. - Хто? - Маша. - Кака Маша? - Свинья наша. - Говори за мной: "Как?" Пошла баба в кабак. - Как? - Нализалась пьяная. - Как? - Пришла домой? - Как? - Мужик стал её бить. - Как? - А вот так! (Бьют по спине) - Отвечай: "И я." Я пойду в лес. - И я. - Я срублю дерево. - И я. - Я вырублю колоду. - И я. - Я замешу свиньям. - И я. - Они будут есть. - И я. - Витька, у тебя под ногами мох. - Не кланяйся, я не бог! - Сенька, под ногами грязь.... - Не кланяйся, я тебе не князь! - Что лучше: вишня или слива? - Вишня. - Пуговица лишня. (Рвёт пуговицу) - Слива, слива! - Пуговица счастлива. - Федя, скажи "поп". - А чё? Ну, скажу: поп! - Твой отец - клоп! - Сто да сто - сколько? - Двести. - Сиди, дурак, на месте. - Скажи: двести. - Двести. - Голова в тесте. - Скажи: медь. - Медь. - Твой отец - медведь!

Светлаока: С к о р о г о в о р к и Стоит копна с подприкопёночком Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. Свинья белорыла, тупорыла, Полдвора рылом изрыла. Свинья тупорыла Весь двор перерыла, Вырыла полрыла, До норы не дорыла. Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. Ни войти , ни выехать - Из-под Костромского. Ехали купцы, говорили они Про покромы Да про покромки. Шёл мужик из торгу. Говорит в торгу Не про покром, Не про покромку, Говорит про покупку. Шли четверо мужиков, Говорили они про торги Да про покупки, Про крупы да про подкрупки. Шёл мужик из-за реки, Нёс лапти- девятерики; Нам не до мужиков, Не до лаптей-девятериков. Шли мужички, несли лапти Девятеры девятерики; Нам не до этих девяти девятириков, Были бы пятеры пятерики. На улице с лаптём, С девятериком - Нам не до лаптей, Не до девятериков. У нас на дворе-подворье Погода размокропогодилась. Стоит поп на копне, Колпак на попе, Копна - под попом, Поп - под колпаком. Шли три попа, Три Прокопия попа, Три Прокопьевича, Говорили про попа, Про Прокопья попа, Про Прокопьевича. Нашего пономаря Никто не перепономарит, А наш пономарь Всех перепономарит. Старого пономаря Не перепономарить И не выпономарить.

ведун: извиняюсь зарание, если повтор будет. "Жизнь дана на добрые дела. Пчела мала, а и та работает. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится. Ешь, пей, да дело разумей. Судят не по словам, а по делам. Хочешь, есть калачи – не лежи не печи. Где хотенье да терпенье, там и уменье. И сила уму уступает В детстве не научишься, всю жизнь намучишься Чем больше науки, тем умнее руки. Птицу узнаешь в полете, человека в работе Умный Иван и людям, и нам; Глупый Иван ни людям, Ни нам: огонь маслом тушит, Решетом в воде звезды ловит; За мухой гоняется с обухом; За комаром – с кнутом; В колодец – воду льет; В лес – дрова везет"

ведун: Тот хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. На болоте, на лугу Стоит миска творогу. Прилетели две тетери, Поклевали – улетели. Шел Егор через двор. Нес Егор с собой топор. Шел Егор чинить забор.



полная версия страницы