Форум » » Совмесный проект "Родная Вера Славян: единство во множестве" » Ответить

Совмесный проект "Родная Вера Славян: единство во множестве"

Богумир: Уважаемый участники, считаю нужным ускорить нашу работу. Словенцы и сербы просят конкретных указаний для написания, оттянем - потреяем.

Ответов - 132, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Kolovrat: Богумир пишет: Они не бесы, они дети заблудшие. Может и так Богумир... но для меня, что обры, что плесты, что христиане - одного поля ягоды...

Богумир: Так не пиши о них, не обязательно.

Северогор: Доброго здравия! Ознакомился с темой. Решается вопрос какое выбрать общее название форума, что-бы оно было приемлемым для всех Родов? Можно назвать РАСА. Незнаю понравится вам это название или нет, но мне кажется оно более приемлемым и подходящим для всех.


Свiтобор: Богумир Это ИХ (христиан) выбор, я думаю. Насильно мил не будешь. Не их же оружием воевать. Тут только просвещение нужно, а вот выберут они его или нет, примут ли - их дело.

Kolovrat: Свiтобор пишет: Тут только просвещение нужно, а вот выберут они его или нет, примут ли - их дело. Cкоре всего они не воспримут никаких слов. Им так удобней, ни за что отвечать не нужно... Сделал пакость - это дьявол виноват... сделал доброе дело - это господь сподобил...

Ян Липень: Kolovrat пишет: Сделал пакость - это дьявол виноват... сделал доброе дело - это господь сподобил...

Богумир: Дрягослав, напиши мне на почту что думаешь по поводу недавних событий в иной ветке и как будем поступать далее.

православ: Здравия Други! Прошу не забывать о Белой Руси. Чем далее могу быть полезен? Моя статья У Берестова.

Дрягослав Берестов: Да, я ее получил.

СваРод: Современное славянское неоязычество (обзор) Cтатья написана специально для издания "Энциклопедия современной религиозной жизни России". настоящее время славянское язычество представляет собой неупорядоченное религиозное движение, состоящее из небольших общин, насчитывающих обычно 10-20 человек. Каждая община имеет свою идеологию, которая сформировалась практически автономно. На 2000 год не существует общепризнанного всеми центра неязыческого движения. Однако, к концу 90-х годов оформился ряд языческих организаций, претендующих на лидерство, которые объединили вокруг себя небольшое число общин. Таковыми организациями являются: объединение общин "Велесов круг", Москва; "Союз Венедов", Санкт-Петербург; "Древлеправославная Церковь Староверов-Инглингов", Омск; "Союз Славянских общин", один из организаторов которого - Вадим Казаков, Калуга. В 2000 году в последний входили 10 общин из разных городов. В современном неоязычестве заметно разделение общин на московские и провинциальные. "Москвичи" большее внимание уделяют идеологическим разработкам, пропагандистской деятельности, а "провинциалы" - этнографическим разработкам. Московские общины представляют собой совершенно определенный круг общения, достаточно замкнутый, но в то же время являющийся центром притяжения для многих провинциальных язычников. Наиболее заметными московскими общинами являются: — "Коляда Вятичей" - продукт слияния двух общин - "Вятичи" Николай Сперанский (Велимир) и "Коляда", Алексей Потапов (Мезгирь). — В объединение общин "Велесов круг" входят: "Родолюбие", Илья Черкасов (Велеслав); "Велесова община" - Александр Жилко (Велемир), Алексей Наговицын (Велемудр). — Московская Славянская Языческая община - Млад (Сергей Игнатов). — Аналитическая группа "Северный ветер" (Москва) - фактический (философско-литературный) глашатай идей неоязычества, руководители - Станислав Ермаков и Антон Платов. — Клуб "Лествица" - Евгений Латышев (Летка, Крут). — Военно-исторический клуб Дружина "Аркона", Будимир. — Общественно-политическое языческое движение "Солнцеворот", глава - Чернышев Станислав, Петербург (по непроверенным сведениям, предоставленным Вадимом Казаковым, имеет ряд отделений в городах РФ). Кругами, в которых формировались первые небольшие общины, были, прежде всего, исследователи русского фольклора и ремесла, этнографы, художники и историки: Г.П.Якутовский, А.Белов, К.Васильев, Н.Сперанский, А.Рядинский, В.Бутров. Именно они и составили костяк идеологов современного славянского неоязычества. При этом корни языческого возрождения кроются еще в дореволюционном прошлом России - творчестве А. Блока, К. Рериха, И.Стравинского, исследованиях народных ремесел, художеств, фольклора. На первом этапе возникновения славянского неоязычества - с середины 70-х годов по середину 80-х - язычество определялось наличием интереса к дохристианскому прошлому России и дохристианской мировоззрению. Резкое ослабление давления советской идеологии, слабость тогдашнего православия привели к тому, что небольшая группа исследователей фольклора и людей, интересующихся прошлым России, обратилась к воззрениям дохристианской Руси. Первые группы-общины состояли из интеллектуалов, возглавляемых учителями-лидерами (Н.Сперанский, Г.П.Якутовский, А.Рядинский, частично В.Бутров, А.Добровольский и др.), т.е. людьми, которые, по мнению своих последователей, достигли высот в познании языческой мировоззренческой, философской и магической Традиции. Этот этап характерен прежде всего углубленными поисками в области магии и Традиционного Мировоззрения, опирающимися в основном на этнографический материал. Эти группы были весьма немногочисленны, но именно в них приходили люди, которым было суждено стать лидерами второго этапа. Главными фигурами этого этапа были: Николай Сперанский (Велимир), физик по образованию, один из первых стал разрабатывать славянские мистические практики, тяготея к шаманизму, призывающий возвращаться к "естественной" жизни, отказываясь от современных технологий и городской цивилизации; Анатолий Васильевич Рядинский (Берендей), будучи в свое время партийным функционером, он стал на излете советской власти директором турбазы в Подмосковье, которую переделал в своеобразный уголок языческой Руси, со своей архитектурой, порядками и установлениями, где создал свою общину; Берендея, в отличие от многих, интересует внутреннее совершенствование человека, развитие заложенных Природой способностей; эта община стала единственной, постоянно живущей согласно языческому мировоззрению, поэтому его общину составляют люди, которые ради поиска себя готовы отказаться от привычной жизни и уехать на природу; Основным разработчиком обрядов стал Григорий Павлович Якутовский (Всеслав Святозар), профессиональный психолог, стал одним из главных идеологов современной неоязыческой обрядности, его ученики составили костяк лидирующей в этом направлении общины "Коляда вятичей". Он начал издаваться одним из первых, первые работы Якутовского публиковались еще самиздатовским способом; Несколько особняком стоит фигура Алексея Добровольского (Доброслав), бывшего диссидента, который придерживается откровенно профашистской позиции и является одной из самых уважаемых фигур в наиболее радикальном крыле неоязыческого движения (процентное соотношение фашиствующих радикалов в современном языческом движении составляет не более 10% , которые, как правило, "варятся в собственном соку"). Доброслав основал свое движение Вятской области, сам переселился в село Весенево Шабалинского. Свою идеологию он называет "русский национал-социализм", основными положениями которого являются: принятие язычества в качестве природного славянского мировоззрения, признание христианства (или как его называет сам Доброслав, "жидохристианства") за чуждую, насильственно внедренную религию. В июле 1999 года Доброслав был избран Верховным волхвом "Союза Славянских Общин" Вадима Казакова. Политическим идеалом его является приход к власти русских национал-социалистов, воспитанных на работе Доброслава "Природные корни Русского Национального Социализма". Нынешняя власть он называет властью сионистов и жидомасонов, врагов русского народа. Пользуется поддержкой радикалов от неязычества, сам же активно поддерживает местное отделение КПРФ. ... Второй этап начался во 2-й половине 80-х годов 20-го века. Закончился, ориентировочно, в середине 90-х годов, хронологически совпав с Перестройкой. Безусловно, его предпосылками стали большая открытость общества, возможность свободно выражать свою позицию. Одной из многих причин стало увлечение значительной части интеллигенции восточными религиями, йоговскими практиками, которые во многих случаях пробудили интерес к аналогичным системам в России. Также особое место в неоязыческом мировоззрении ряда общин занимают и заимствования из индуизма. Однако, стоит отметить, что число неоязыческих общин, в качестве идеологической основы выбравших индуизм и так было невелико, а на момент составления данной справки свелось практически к нулю. Заимствования из индуизма объясняются, прежде всего, тем, что в Индии арийская традиция сохранилась наиболее полно и, в отличие от других индоевропейских культур (кельтская, славянская, германская, средиземноморская и иранская культуры), не подверглась подавлению, как считают язычники, агрессивными монотеистическими религиями - христианством и исламом. В своих реконструкциях некоторые язычники опираются на индуизм именно как на наиболее полно сохранившийся образец арийской традиции, этим же объясняются и определенные заимствования из индуизма. Одновременно, многие неоязычники проводят и параллели со скандинавской и кельтской традициями. Главными чертами второго периода стали, прежде всего, резко возросшее участие неоязычников в общественной жизни, открытое заявление своей позиции, начало оформления как мировоззренческой концепции, и плюс к перечисленному, появление относительно большого числа язычествующих неофашистов, склонных к крайним формам политического действия и интересующихся так называемой "Европейской консервативной революцией" (фашистские режимы в разных странах Европы времен начала-середины 20-го века). Также стоит постоянный, но волнообразный, рост численности движения в целом, резкая активизация издательской деятельности, появление первых объединений, а также и попытки создания огромных общин (около 1 тысячи человек), тем не менее, не приведшие к успеху. Неоязыческое движение во многом радикализировалось, но при этом фактически оформилось и современное разделение по группам. В первую группу можно отнести общины и клубы, занимающиеся исторической реконструкцией, этнографическими разработками, боевыми искусствами, разработкой обрядовой части культа. Во вторую группу можно отнести общины, которые занимаются мистическими поисками, литературно-философской издательской деятельностью, и фактическим определением идеологии движения в целом. Также оформились и два основных на данный момент культа - Перуна (воинский) и Велеса (мистико-философский). На этом этапе появились и оформились славянские боевые искусства - "ратоборства", как некий идентификационный признак движения. Фактическим лидером этого этапа (помимо других - Златояр, Лют, Медведь) стал Александр Белов (Селидор), филолог по образованию. Именно Селидор разработал комплекс славяно-горицкой борьбы, наиболее заметного лица современного неоязыческого движения, основанным, в отличие восточных единоборств, на другом ритме боевых движений, ином мировоззренческом комплексе. Интерес к славянским боевым искусствам возник у Белова после занятий модным в конце 70-х годов Карате, когда его заинтересовал вопрос о существовании аналогичной системы в России. С помощью этнографа Б.В.Горбунова, специалиста по обрядовой народной борьбе, снабжавшего Белова информацией о сохранившихся обычаях, во многом опираясь на которые он и выработал систему славяно-горицкой борьбы. Первые публикации о воссоздаваемой системе появились еще в 85-86 годах (в журнале "Клуб"), появление которых стало в то время сенсацией. Тогда же Беловым был организован "Национальный клуб древнерусских ратоборств", который до середины 90-х годов являлся главным, и фактически единственным центром славяно-горицкой борьбы. Само название - "славяно-горицкая борьба" было придумано Беловым от слова "горица" - "курган", где на тризне, в память по усопшим, проводились ритуальные поединки. Характер этих поединков, по мнению Белова, был не соревновательный, а состязательный, т.е. смысл поединка состоял не в победе, а в демонстрации силы и удали. По мнению главы одного из клубов славяно-горицкой борьбы Е. Латышева, главная особенность ее, прежде всего, в состязательном, а не соревновательном характере. На основе этнографических экспедиций Белова и отзывов на публикации был выработан главный принцип борьбы - активное передвижение, одновременно с активным использованием коленных и локтевых суставов. При этом техника боя построена на импровизации, - в славяно-горицкой борьбе нет понятия "стойки", многие борцы называют ее просто "русской дракой", без многочисленных предварительных условий, соревновательных стандартов. Можно выделить следующие основные разновидности стилей славяно-горицкой борьбы - "Влесова боротьба" (Велесова борьба), своеобразный аналог греко-римской борьбы; стеношная борьба (стенка-на-стенку); охотницкий бой - активное передвижение вокруг противника, атака наскоком; подсайдашный бой - с холодным оружием. По опросам к 1996 года так или иначе, славяно-горицкой борьбой занималось - по разным опросам - около 10-и или около 40-а тысяч человек, но далеко не все из них являлись язычниками, значительная часть воспринимала борьбу только как один из видов боевых искусств. В 1998-1997 году Белов пошел на раскол движения, основав свою "Всемирную лигу славяно-горицкой борьбы", одновременно с этим резко сузив круг ее участников, по его собственному признанию, до 200 человек (однако, по другим сведениям их количество не превышает 50-ти человек). Все остальное движение раскололось на множество клубов. Главным культом подобных клубов стал культ Перуна - бога воинов. Именно круги, близкие к Белову формировали первые языческие славянские общины в провинции. Распространение школы ратоборства по России являлось фактическим распространением и язычества. На этом этапе многие, заинтересованные новым видом боевых искусств, постепенно переходили в язычество. Если раньше группы-общины были в основном в крупных городах, таких как Москва, Ленинград(Петербург) и обуславливалось большим количеством исследователей народной культуры, то на этом этапе язычество фактически распространилось по стране, и стало фактом общественно-религиозной жизни. В связи с мгновенным ростом популярности нового вида единоборств, его достаточно четкой религиозной окраске, резко вырос авторитет самого Белова, и на данном этапе он стал олицетворять движение в целом, хотя он был главой лишь своей общины, хоть и (по тем временам) крупнейшей в стране. Был и побочный эффект возрождения славянских ратоборств: формирование воинских культов привело к тому, что многие неофашисты и шовинисты примкнули к языческому движению. По всей видимости, их привлекал культ силы, мужественности, характерный для язычества, возможность религиозного обоснования расизма, новое осмысление лозунга "Россия для русских". Характерное для язычества почтение к героям, культ силы и мужества явились идеальными условиями для появления язычествующих неофашистов. Они также привнесли и нечто новое - если для уже существующих форм язычества не характерно стремление к жесткой организации, то общины, разделяющие неофашистские убеждения, такую организацию, как правило, имеют: у них есть лидер, авторитет которого в общине если не абсолютен, то достаточно высок. Одной из таковых фигур является Доброслав (см. выше). Стоит также отметить, что в язычестве их привлекает не само содержание идеологии, не философия и вероучение, а возможность обоснования ненависти к инородцам и христианам путем провозглашения себя "арийцами" и "носителями истины" (подчас в последней инстанции), что по большому счету, собственно, и составляет суть их идеологии. Чаще всего они занимаются какой-либо борьбой (славяно-горицкой в частности) и поэтому приоритетным культом у них является культ Перуна. Однако, занимающиеся ратоборствами языческие группы, имеющие именно фашистскую окраску, крайне малочисленны. При этом следует отметить, что неоязычники, которые увлечены национальным экстремизмом, это как правило молодежь - и это само по себе говорит о многом. Плюс к тому, фашиствующие неоязычники держатся особняком, не особо контактируя с язычниками-интеллектуалами; при том, что вторые также не изъявляют особого желания контактировать с первыми. Часть (распавшейся ныне) националистической организации "Руское Национальное Единство", несмотря на формальную принадлежность ее лидера А.Баркашова к Русской Православной Церкви (правда, позже на одном из массовых собраний Баркашов прямо заявил, что по вероисповеданию он язычник) придерживается неоязыческой ориентации и достаточно агрессивно относится к христианству. Судя по всему, многие члены РНЕ свое язычество напоказ не выставляли из-за жесткой авторитарности данной организации. Одновременно с этим движением возникали и небольшие общины из историков, исследователей фольклора, как в провинции, так и в Москве. Эти общины занимались в основном разработкой обрядовой и вероучительной традиций. Однако, их отличала от общин 1-й волны (откуда часть из них вышла) более глубокая проработка, привлечение новых источников, стремление к более активной социальной роли, чему благоприятствовала обстановка в стране - свобода выражения своего мнения, публикации книг, периодических изданий. Стоит отметить, что стремление к государственной регистрации языческим общинам вообще не свойственно. В Москве, например, регистрацию имело порядка 5 общин, но далеко не все из них проходили повторную перерегистрацию (достоверно известно только про Московскую Славянскую Языческую общину). В провинции лишь очень немногие общины регистрируются как "религиозные организации", что зависит от конкретной ситуации в регионе. Вообще, для язычников характерно недоверие к власти и отсутствие какого-либо стремления регистрироваться. Общины, выросшие из славяно-горицкой борьбы регистрируются (как правило) как спортивные и, реже, общественные организации. Возникновение интереса к прошлому России в перестройку породило феномен военно-исторических клубов, т.е. организаций, занимающихся реконструкцией воинских обычаев и формы различных эпох. Как правило, такие клубы занимаются скрупулезной реконструкцией костюмов строго определенного исторического периода и четкой идеологии не придерживаются. Однако, клубы, реконструирующие воинский костюм и обряды эпохи крещения Руси, выходили зачастую из славяно-горицкой борьбы или сами приходили к необходимости обоснования воззрений того периода. Правда, для них язычество является, как правило необходимым элементом воинского костюма IX - XI веков. Многие из военно-исторических клубов восстанавливали т.н. "скандинавскую традицию" - т.е. воинский костюм викингов. При этом, что вполне закономерно, они придерживались скандинавского пантеона и ритуалов. Военно-исторические клубы проводят совместные сборы, на которых устраиваются т.н. "Ролевые игры" - реконструкция саг, мифов и т.д. Часто в этих играх принимают участие и общины, выросшие из славяно-горицкой борьбы, в которых также восстанавливаются костюмы и воинские приемы, хоть и не столь целенаправленно. Одним из факторов, способствующих привлечению людей к движению, стало появление русской "фэнтези" - направления популярной фантастики, своего рода сказкам, но построенным на языческом мировоззрении, воспринятым современным человеком (Ю.Никитин, Д.Янковский, М.Успенский, М.Семенова). В большинстве своем, книги в этом стиле построены на описании подвигов героев в реалиях дохристианской Руси. Главное в них - это провозглашение языческих идеалов, как максимально отвечающих образу "истинного мужчины". Христианство зачастую преподается как подлая религия, цель которой - порабощать народы. Дохристианский период провозглашается своего рода "золотым веком" Руси. По своей сути, эти книги отражают определенное массовое сочувствие к язычеству, так как выходят большими тиражами и на самом деле привлекают к язычеству все новых и новых сочувствующих. Однако для книг "фэнтези" характерна крайне слабая проработка мифологии, подчас граничащая с определенной безграмотностью авторов книг в этом вопросе. Также для второго периода характерно и возникновение первых объединений - попытка Белова создать Ассоциацию славяно-горицкой борьбы, привлечение Московской Славянской Языческой Общиной в качестве членов многих провинциальных общин и, наконец, появление Союза Славянских Общин (ССО, глава - Вадим Казаков, 1995 год). Однако все эти объединения оказались нежизнеспособны и фактически распались на отдельные общины, да и в сам Союз Славянских Общин ныне входит 10 общин (подробный список приводится далее). ССО поддерживает контакты со многими языческими общинами по всей стране, но реальная ситуация такова, что, как правило, данные контакты ни к чему не обязывают, держась "на честном слове" участников и заключаясь в качестве своеобразного "договора о намерениях". Характерно, что никаких крупных совместных проектов и действий они не ведут и никаких юридических договоров между собой не заключают. Третий этап начался в середине 90-х годов 20 века. Для него характерно образование множества небольших общинок, слабо организованных, представляющих собой объединение группы людей вокруг какого-либо лидера. В язычество стала приходить интеллигенция. Центр тяжести развития движения переместился от "спортсменов" и "реконструкторов" к общинам, ориентированным более на собственно религиозный поиск и разработку нового мировоззрения. Стоит отметить, что, в отличие от первого этапа, уровень проработки вероучительных вопросов резко снизился, зато большее значение стало придаваться мистике, "поиску себя". В отличие от первых двух, общины этого этапа отказались от упора на скрупулезную реставрацию культов, обрядов, одежды и перешли к выработке нового мировоззрения, основанного на собственных представлениях о славянском язычестве. На этом этапе появилось множество эклектичных языческих идеологий, стремящихся объединить в себе множество различных языческих традиций - славянскую с индуистской, кельтской, скандинавской и т.д. Однако, к концу 90-х годов большинство общин отказалось от подобных сплавов и стало ориентироваться на славянскую традицию. Большое количество общин, отсутствие традиции обусловило появление множества людей, претендующих на лидерство за рамками возглавляемых ими общин. Многие из них претендуют на роль идеологов языческого движения. В отличие от первого этапа, когда сначала собиралась общины, а из нее выходили мистически одаренные люди, на этом этапе человек сначала провозглашал себя волхвом, а потом уже собирал общину. Одной из особенностей развития неоязычества является его тесная связь т.н. с толкиенизмом - движением возникшим на базе творений Дж.Р.Толкиена, повествующего о воображаемом мире Средиземья. В 90-х годах это движение было популярно среди молодежи и подростков, искавших там спасения от серости будней. Был выработан особый язык - "эльфийский" или "квэнди", частично разработанный до того Толкиеном. По сути, толкиенизм близок к направлению "реконструкторов", только в качестве идеологии были избраны идеи, заимствованные у Толкиена. Многие толкиенисты, повзрослев, плавно переходят в язычество, как наиболее подходящее их мировоззрению; причем предпочитают, как правило, скандинавскую традицию. Некоторые язычники, занимающиеся военно-исторической реконструкцией, иногда проводят вместе с некоторыми из толкиенистов совместные фестивали и турниры. Одной из основных отправных точек возникновения неоязычества стал поиск обоснования национальной идеи. Корни возрождения язычества кроятся в ослаблении советской идеологии в 70-е годы и тогдашней слабости позиций Православной Церкви. Отсюда и повышенный интерес к истокам национального самосознания и национального типа религиозности. Другой посылкой возникновения славянского неоязычества стало неприятие подавления личности современным технократическим обществом, а подчас и отрицание современной цивилизации вкупе со стремлением к "естественному" образу жизни и в согласии с законами природы, во многом отрицающим современный уклад жизни и виртуализированный тип общения. Православие в частности и христианство в целом отвергалось, как чуждое свободным личностям вероучение, которое подавляет человека. Другой причиной неприятия христианства стало фактическое включение РПЦ в систему государственного устройства России, и ее претензии на роль официальной церкви. Эти факторы фактически и подтолкнули людей, составляющих неоязыческое движение, на поиск альтернативной идеологии, приоритетно основанной на национальных ценностях. Современное язычество представляет собой комплексное мировоззрение, основа которого - путь личного самосовершенствования с использованием самостоятельного мышления. По мнению интеллектуалов, язычество - это Поэзия; особый искусствоведческо-поэтический взляд на Мир; это то, что соответствует слову "изящно". Язычник ощущает себя частью Мира, который и есть Бог, свободной творческой личностью. Необходимо подчеркнуть именно "городской" характер неоязычества - оно возникло и развивается именно в городах, современные язычники являются носителями именно городского менталитета, хотя чаще всего провозглашают необходимость физического единения с Природой, чему, впрочем, следуют немногие. Неоязычники, в большинстве своем, утверждают, что не просто и не только восстанавливают язычество образца дохристианской Руси, а возрождают "исконно-арийскую Традицию", которая, по их мнению, является свойственной славянам. Часть утверждает даже, что именно они и являются носителями исконной Традиции, что еще сохранились некие исконные язычники, сознательно сохранявшие веру предков, которые и являются скрытыми учителями. Как правило, такой позиции придерживаются члены общин, выросших из спортивных секций и военно-исторических клубов; впрочем, разговор о наличии "тайных учителей" из народа является характерной частью мировоззрения многих язычников. Существуют легенды о тайных родах, сохранявших неприкосновенное дохристианское мировоззрение, тайных поселениях в непроходимых дебрях, о людях, которые планируют и определяют направление развития современного неоязыческого движения. С другой стороны, другая часть неоязычников, в основном из общин, состоящих из интеллектуалов, считает, что цельного мировоззрения не сохранилось, но осталось достаточно много "осколков" - в фольклоре, ремеслах, народных традициях и в православной, особенно старообрядческой, традиции - по которым можно составить представление о мировоозрении предков и возродить его в улучшенном новом, отвечающим современности, виде. По мнению этой части неоязычников, задача сейчас не восстанавливать старое, а бережно собрать сохранившееся и выделить "ядро" Традиции, возродив ее заново, полностью отвечающей современному менталитету. При этом они утверждают, что современный этап язычества - качественно новый этап в развитии Традиции, более осмысленный, вытекающий в том числе и из опыта христианской цивилизации. Большинство неоязычников утверждает, что язычество - не просто религия, а комплексное мировоззрение, более того, они уверены, что эра религий, как структурированных, иерархичных вероучений, прошла, и будущее - за индивидуальным поиском самих людей. Впрочем, ряд язычников уверены, что язычество - это именно религия. Например, своей задачей основатель ССО Вадим Казаков видит восстановление славянского язычества как религии в общегосударственном масштабе, а поэтому стремится зарегистрировать централизованную организацию. Понятие "Священного Писания" язычество не имеет, так как считается, что основа язычества - это инициация, а авторитет как таковой - вещь весьма условная. Есть книги, которые часть язычников признает соответствующими древней традиции - "Велесова книга", "Песни птицы Гамаюн". Однако их аутентичность весьма спорна, а последняя вызывает множество споров и нареканий. Таким образом, при отсутствии традиции, единственно правильным путем признается путь самосовершенствования. Если "Песни..." практически никем не признаются за исторически подлинные, то о "Велесовой Книге" споры не утихают [ Правда и вымысел Велесовой Книги & О Велесовой Книге и ее продолжении ]. Под термином "Велесова книга" подразумевают (возможно даже сохранившиеся до наших дней) священные тексты волхвов (дощечки), которые были вывезены из России полковником белой армии, Али Изенбеком в 1919 году. По одной из версий, нашел он их это в имении князей Задонских неподалеку от станции Великий Бурлюк, под Харьковом. Находка представляла собой буковые дощечки приблизительно одного размера 38- 22- 1- см. На каждой дощечке было просверлено по два отверстия для крепления шнуром, одни соединялись, как книга, другие - как альбом. На дощечках были нарисованы прямые параллельные линии, строго под которыми размещались буквы, как в санскрите или хинди, письмена вдавлены в древесину острым стило и во вдавленные места втерта краска, и затем все было покрыто чем-то вроде лака. Буквы плотно прижимались друг к другу без интервала. Вывезенные в Брюссель, они были скопированы литератором Юрием Петровичем Миролюбовым. Вероятно, им же сделаны фотостатные снимки ряда дощечек. Считается, что после смерти Изенбека в 1941 году подлинники текстов вместе с сотнями картин умершего были изъяты Гестапо. После капитуляции Германии архив мог практически полностью достаться СССР и, по одной из версий, "Велесова книга" может храниться сейчас в России. С 1952 по 1959 годы копии Ю.П.Миролюбова начинают печататься на страницах изданий русской эмиграции в Америке. Бывший генерал белой армии А.Куренков, он же А.Кур, секретарь Музея русского искусства в Сан-Франциско, в журнале "Жар-птица" публикует ряд статей и собственную реставрацию текстов, основываясь на фотостатных снимках и копиях Миролюбова. Термин "Велесова книга" введен С.Я.Парамоновым (Лесным) в 1957 году, им же назван и ее алфавит - "велесовица". Своим названием Книга обязана двум фактам - во-первых упоминанию имени Влеса (Велеса) на одной из дощечек, где прямо сказано, что книга волхвов посвящена ему. В 1960 году С.Я.Парамонов переслал одну из фотографий дощечки книг в СССР, в Советский славянский комитет, где всю книгу тут же объявили подделкой. Господствующая сейчас среди значительной части язычников точка зрения гласит, что, несмотря на поддельность большей части книги, автор книги все-таки донес и некие отголоски Традиции. Из "Велесовой книги" во многом заимствованы пантеон, исторические фрагменты и отчасти панславянские идеи. В книге говорится о двух ветвях праславян - словено-венедской и арийской (от легендарного Ария-Орея), о происхождении праславянских и скифских родов, о бесконечных войнах пращуров за свою свободу и независимость против киммерийцев, греков, римлян, готов, гуннов, авар, хазар. Рассказ завершается упоминанием Эрика-Рюрика, а также Аскольда, который пытается крестить киевлян. Описываются обычаи и нравы древних славян, их мировоззрение и верования. Языческие волхвы - авторы книги - воспринимали христианство как новую веру, противоречащую заветам Предков и силой навязываемую людям. Особо важно, что наличие у славян-язычников дохристианской письменности не отрицает ни один современный язычник, равно как большинство лингвистов и историков. Порядок общения с Богами каждая община определяет для себя сама. Как правило, многие общины имеют свои культовые центры - капища, расположенные в лесопарках или в лесах. Их неотъемлемым атрибутом является вырубленная из дерева скульптура Бога, почитаемого общиной, перед статуей обычно располагается ритуальный камень для треб (впрочем, иногда ставится просто резная деревянная стелла с изображением коловрата). Посреди поляны обустраивается кострище. Как правило, эта концепция разработана общинами каждая для себя, выделяя те или иные моменты. Для т.н. воинских культов, почитающих Перуна, характерен определенный минимализм в исполнении треб, сводящийся, как правило, к восславлению имени Перуна и ритуальным поединкам. Наиболее детально разработан порядок треб у общин, в которых преобладают почитатели Велеса. Составляющие культа определяет конкретная община, какой-либо общий стандарт отсутствует. Как правило, общины, состоящие из преимущественно из женщин в качестве объекта поклонения выбирают женские божества: Ладу и Макошь (реже Сварога). Общее во всех обрядах - это момент требы Богам. Как правило, это пиво, мед, хлеб. Требы совершаются на капищах, которые стараются располагать в относительно глухих местах. Необходимым элементом капища является чур - вырезанная из дерева статуя, являющийся символом того или иного Божества, которого почитает община, место для требы (требник) и костер. Общинники собираются вокруг костра, а не вокруг статуи Бога. При этом часть жертвенной пищи кладется у статуи на требник, а часть жертвуется огню костра. Для жертвы берется лишь малая часть приготовленных запасов - остальное потом выпивается и съедается на общей трапезе. Важным, хоть и не всегда обязательным, элементом обрядов являются ритуальные игры и поединки. Для присутствующих на обрядах желательно носить традиционную славянскую одежду - вышитые рубахи у мужчин, сарафаны у женщин. Участвующие в обряде встают вокруг костра - в "коло" (круг). При совершении обряда, они ходят вокруг костра "посолонь", т.е. по направлению движения солнца, если треба совершается Богам Прави (Сварог, Перун, Световид), и "противосолонь", т.е. против направления движения солнца, если треба совершается Богам Нави - (Велес, Марена). Ведущий обряда произносит подобающие славословия, а другие участники обряда произносят ответствующие возгласы. Вкруговую обычно пускается чаша или рог с жертвенным напитком. После требы происходит трапеза. Еще одним важным элементом неоязыческой обрядности является смена имени, т.е. отказ от христианского имени (как правило, греческого, римского или иудейского происхождения) и принятие имении со славянскими корнями. Например - Доброслав, Велемир, Велеслав, Добромир и т.п. Последователи скандинавской традиции принимают, соответственно, скандинавские имена. Обращение друг к другу по этим именам принято и при обрядах, и в быту. Однако, их употребление далеко не всегда является бытовым, все зависит от типа общины - чем меньшее значение придается мистическим поискам, тем чаще обращение по "общегражданским именам". Здесь особо следует заметить, что среди язычников, принявших новое имя, есть и те, кто не отказывается от имени, данного даже при крещении в христ-церкви - они продолжают сохранять оба имени, не усматривая в этом ничего зазорного. Подобных "двоеверцев" - которые используют в своей жизни два имени, почитают и языческие, и христианские святыни - не так мало (хотя и не так много); как правило, это женщины. Современная жреческая иерархия на данный момент только формируется и не является детально разработанной, ввиду, отчасти, того, что современные волхвы несколько неопытны и не так давно начали свое служение; сами язычники формулируют ситуацию словами - "каждый сам себе волхв". Под "волхвом" в каждой общине понимаются разные вещи. Существует некое общее понятие о том, что волхв - это высшая ступень жреческого посвящения, но многие называют волхвом человека, проводящего обряды общины, т.е. фактического жреца на данный момент времени и места. Сохранилась примерная структура жреческого посвящения, но ее практически никто не придерживается. Существует разделение на волховскую и ведовскую традиции (последние уподобляются западноевропейским магам). Волхвы общаются с Богами, их задачи несколько выше, чем задачи ведуна (колдуна) - повелевать одними сущностями, заручившись поддержкой других, высших. Результат деятельности волхва не всегда определен, так это зависит от воли Бога, а результат деятельности ведуна определен его силой и силой его покровителя. По словам старейшины Калужской Общины Вадима Казакова, организационная структура языческой общины должна обладать четкой иерархией. По словам Казакова, существует несколько этапов вхождения в славянские общины и ССО: 1. двоеверец, т.е. человек посещающий славянские праздники наравне с исповеданием других религий, 2. прихожанин, т.е. уже регулярно посещающий обряды, 3. "славянин", т.е. человек принявший славянскую веру и прошедший обряд имянаречения, получивший право носить славянскую одежду, 4. член ССО - "ответственный человек, готовый участвовать в деятельности Союза, имеющий право быть избранными в руководящие органы ССО и участвующий в ежегодном Вече", 5. член Общины - это руководство ССО (8 чел. в Калуге), из членов Общины выбирается Старейшина, в настоящее время - В.Казаков. Высшим органом ССО является Вече, там избирается глава Союза, Верховный жрец и скорбник (казначей), а также Проверочный Совет, который обеспечивает сохранность и подготовку капища, блюд и напитков для проведения обрядов. На праздники, в которых участвуют представители всех общин Союза собирается до 100 человек. Казаков на словах декларирует самую широкую идеологическую позицию, по

Пересвет Игоревич: СваРод Актуальность этой статьи 1999-2000 г

Богумир: Пересвет Игоревич совершенно справедливо, к тому же речь идет исключительно о РФ.



полная версия страницы