Форум » » Праздник Рода и рожаниц. » Ответить

Праздник Рода и рожаниц.

Рьян: Я поеду сейчас на капище, буду один праздновать -вечером фоточки положу сюда .

Ответов - 15

Светлаока : Рьян, а почему один?! А где община твоя? ведь ещё тепло на дворе, цветы снова зацветают! В Очаково зацвёл снова шиповник, запах обалденный, очень тонкий и ароматный, лучше духов. Ждём рассказа, как оно было с Рожаницами у тебя:)))

Светлаока : Праздновать.... Читала в своё время роман-повесть о времени Святослава, о том, как Малка зачала на Купалу от князя. Написано тако: "И поняла она, что не праздна", т.е. живот её уже не пустой, не праздный, а дитя там зачалось. Праздники - пустые дни, когда не трудятся, а отдыхают. Можем ли мы обрядовые действа называть праздниками? Надо бы и в этом разобраться, как правильно бытовало это слово.

Рьян: Один-потому как хотелось поволховать, а община завтра праздновать будет. Переломный период у нас-върт. В итоге всё же почать замыслили мы с Колобродом обряд, да вот кресище не разгорелось. То есть знак божський, что не должно в данное время обряд вершить. Ну далее мы помыслили о делах будущих в общине, да в Ярославль поехали.


Рьян:

Светлаока : Красиво у вас! Зелена трава... Со временем капище расширится. Представляю, какой свежий дух от сосен, особенно по весне!

Вяккер: Други, а у меня вот вопрос возник по поводу даты празднования Дня Рода и Рожаниц. С одной стороны, Рыбаков приводит дату 8 сентября. С другой - это же датировка по старому стилю... Вместе с тем: 1. Во множестве источников сообщается о том, что Рода и Рожаниц праздновали в один день с праздником Рождества Богородицы - то есть, 21 сентября по сегодняшнему календарю. 2. Описан обычай "обновления огня" на Рождество Богородицы, что позволяет считать, что этот праздник привязан к одной из ключевых точек солнечного цикла - к осеннему равноденствию (аналогичные обряды в разных областях описаны на Коляду, Масленицу и Купалу). 3. Было бы странным, если б одна из 4-х главных точек кологода не оставила следа в народном календаре (при том, что обрядность остальных трех - богатейшая!). Однако на 8 сентября никких значимых народных праздников не приходится, в то время как празднование Осенин в день Рождества Богородицы ну и последнее соображение: день Рода и Рожаниц описан как общественный праздник урожая. Однако в большинстве областей России 8 сентября еще во всю идут полевые работы, в то время как к 21 они заканчиваются - тут пора и урожаю радоваться. Посему: а не являются ли на самом деле Таусень и день Рода и Рожаниц ОДНИМ праздником - праздником осени и урожая, который приходится на дни осеннего Равноденствия?

Мирослав: Вяккер Вяккер пишет: Описан обычай "обновления огня" на Рождество Богородицы, что позволяет считать, что этот праздник привязан к одной из ключевых точек солнечного цикла - к осеннему равноденствию Этот обряд совершался иногда и вне определённой даты, кроме того - читал, что где-то Новый Огонь возжигали в праздник, не связанный с солнечными фазами (в Ильинскую пятницу, если не ошибаюсь). Не подбросишь источник, где описывается обновление Огня на Рождество Богородицы? Я пока такое встречал только на сайте одной фольклорной студии; быть может это позднее добавление? Вяккер пишет: Было бы странным, если б одна из 4-х главных точек кологода не оставила следа в народном календаре (при том, что обрядность остальных трех - богатейшая!). На это время приходятся Именины Овина. Насчёт передвижения праздника - а как тогда в старину он попал на 8 сентября? Ведь по старому стилю главные солнечные святодни приходятся на 20-е числа месяца.

Вяккер: По старому стилю главные солнечные святодни как раз НЕ приходятся на середину месяца! Где прочел про обновление огня, уточню, скажу чуть позже.

Мирослав: Вяккер Вяккер пишет: По старому стилю главные солнечные святодни как раз НЕ приходятся на середину месяца! Не путаешь? Почему тогда этнографы 19 века пишут о Рождестве 25 декабря и Купале 24 июня?

Вяккер: Продолжаем разговор... Этнографы 19 века пишут о Рождестве 25 декабря и дне Ивана (!) Купалы 24 июня потому, что таковы даты этих праздников по церковному календарю. Основные же солнечные праздники отмечены другими днями и приходятся на иные числа. А именно: - весеннее равноденствие - праздник «Сороки» (встреча жаворонков, один из дней закличек Весны). По старому стилю это - 9 марта - летний солнцеворот отмечен днем Петра-Поворота (12 июня); - зимнему соответствует день, известный под названием Спиридон-Солоноворот (12 декабря). Все даты приводятся по книге А. Коринфского «Народная Русь» (переиздание с 1901 г.). И я не думаю, что между разными этнографами тут будут расхождения в датировке :) Таким образом, осеннее равноденствие по старому стилю как раз и должно приходиться на 8-9 сентября - симметрично с мартовскими "Сороками". Про обновление огня в день Рождества Богородицы я читал в статье "Рождество Богородицы" (О.Баранова, энциклопедия "Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря", "Искусство- СПБ", 2002 г.). А я , в свою очередь, прошу поделиться источником про именены овина 8 сентября (ибо я читал, что этот праздник, по-другому называемый именинами Овинника, приходится на Воздвиженье).

Мирослав: Вяккер Продолжаем. ;-) Рождество 25 декабря и Купала 24 июня по старому стилю. Первоначально эти даты вполне соответствовали астрономическим данным. Постепенно, календарь "уехал" и они перестали им соответствовать. Скорее всего, именно тогда и появились приведённые тобой "Спиридон-солнцеворот" и т.п. После реформы календаря даты опять стали соответствовать "реальному времени", но церковь реформу не приняла и потому мы имеем Рождество и Ивана Купалу в январе и июле. В пользу того, что Иван Купала и Рождество (а не Спиридон-Солнцеворот и Пётр-Поворот) заместили собой Коляду и Купалу говорит и обрядность этих праздников ("новый Огонь", огненные колёса). Вяккер пишет: А я , в свою очередь, прошу поделиться источником про именены овина 8 сентября Ты, похоже, меня неправильно понял. Мирослав пишет: Насчёт передвижения праздника - а как тогда в старину он попал на 8 сентября? Я подразумевал Род и Рожаницы. Именины овина как раз по старому стилю приходились на двадцатые числа сентября или (в других источниках попадались варианты - примерно неделей раньше \ неделей позже. Точные даты не помню). Благодарю за приведённый источник. Удачи!

Рьян: Вяккер пишет: - летний солнцеворот отмечен днем Петра-Поворота (12 июня); - зимнему соответствует день, известный под названием Спиридон-Солоноворот (12 декабря). Мирослав пишет: Рождество и Ивана Купалу в январе и июле. ... Вы хоть договоритесь в какую сторону сдвинут календарь. А вообще это лишь частные примеры, - в разных местностях народ по своему приспосабливался к церковному календарю, и можно встретить множество разночтений, несоответствий, и наслоений календарных праздников один на другой.

Мирослав: Рьян Рьян пишет: ... Вы хоть договоритесь в какую сторону сдвинут календарь. А что тут договариваться? Рождество и Иван Купала вполне официально отмечаются в январе и июле. Свою версию о происхождении Петра-Поворота и Спиридона-Солнцеворота я высказал. Буду рад услышать и другие (особенно высказанные специалистами). ;)

Рьян: Так гдеж специалистов то взять?!

Мирослав: Рьян Вдруг здесь кто найдётся? ;-)



полная версия страницы