Форум » » ТАУСЕНЬ » Ответить

ТАУСЕНЬ

Мирослав: Тут наткнулся на речи Кудесника о Таусене, в коих он утверждает, что Таусень - синоним Нового Года и приводит цитаты: Вот выдержка из "Толковый словарь живого великорусского языка" Даля: "ТАУСЕНЬ, Васильев вечер, канун нового года; есть детская игра таусень, для встречи нового года; припев таусень (сев. вост.) слышится в песнях, которые поются в этот вечер (вроде южн. колядок и щедровок); таусенить сев. колядовать в Васильев вечер; мальчики ходят по селу и поют под окнами таусенные песни." Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для девушки-невесты. В песне рассказывалось о приходе Коляды или Овсеня (в припевах часто – Таусень) – существ, похожих на человека. Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Овсенем, и приходят «три братца» – Рождество, Крещенье и Васильев день. Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам домашнее счастье. Ай во боре, боре Стояла там сосна Зелена, кудрява. Ой овсень, ой овсень! Ехали бояре, Сосну срубили, Дощечки пилили, Ой овсень, ой овсень! Мосточек мостили, Сукном устилали, Гвоздьми убивали. Ой овсень, ой овсень! Кому ж, кому ехать По тому мосточку? Ехать там овсеню Да Новому году! Ой овсень, ой овсень! *** Овсей, Овсей Шел по дорожке, Нашел железце, Сделал топорочек, Ни мал, ни велик, С игольные уши; Срубил себе сосну, Наснастил мосточек. По этому мосту Шли три братца: Первой-то братец - Рождество Христово, Второй-то братец - Крещенье господне, Третий-то братец - Василий Кесаринский. Блин да лепешка На заднем окошке. Подавай, не ломай, Не закусывай! У хозяина в дому Велись бы ребятки, Велись бы телятки, Велись бы ягнятки, Велись бы жеребятки, Велись бы поросятки, Велись бы козлятки, Велись бы цыплятки, Велись бы утятки! *** В бору, у бору Там стоит сосна, Всего вышинее, Всего зеленее. Таусень, таусень! Ребята, ребята, Бёрите-ко топоры, Рубите-ко сосну! Таусень, таусень! Рубите-ко сосну, Колите-ко доски! Таусень, таусень! Мостите-ко мост-от! "Кому этот мост-от?" - "Петру, Василью". Таусень, таусень! "Петру, Василью! Чего им возить-то?" - "Туши да уши, Поросят да гусят, Девяносто утят!" Таусень, таусень! *** Таусень! Вот ходили мы, Вот искали мы По проулочкам, По заулочкам. Вот Иванов двор. У Ивана на дворе Да три терема стоят. Как и светлой-от месяц - Сам Иван-от господин. Красно солнышко - То Паладьюшка его. Часты звездочки - Его детушки. *** Бай авсень, бай авсень! Мы ходили, мы блудили По святым вечерам. Мы искали, мы искали Мы и Петрина двора. Мы по ржам, по межам, По широким рубежам, Приблудили ко двору К генералову. У генералова двора Стоит сосна зелена. Как у этой у сосны Конь и доброй стоит. Как и грива-то гребенкой, А и хвост-то дугой. Как на этом на коне Узда новая. Уж я села на коня И поехала. Генералов двор Он и тыном обтынен. Он и тыном обтынен, И кольцом обведен. Среди того двора Стоит горенка нова. Как во этой во горенке Короватка тесова. Как на этой на кроватке Перинушка пухова. Как на этой на перине Лизаветушка душа. Если подадут: Что светел-то месяц - А и наш-то он. Как и красно солнце - Хозяюшка его. Как и частые звезды - Его детушки. Дай, господи, Нашему хозяину. Ложилось, побылось, На двор много лилось. Если не подадут: Не дашь пирога - Мы корову за рога. Не дашь кишку - Мы свинью за виску. Не дашь блинка - Мы хозяина в пинка. *** Ой авсень, Ой коляда!. "Дома ли хозяин?" "Его дома нету! Он уехал в поле Пашеницу сеять". Сейся, сейся, пашеница, Колос колосистый! Колос колосистый, Зерно зернисто! *** Наш овсень, Подавай совсем! Подавай, не ломай, А если сломишь - Со двора не сгонишь, А не подашь - На Новый год Еловый тебе гроб, Осиновую крышку, А на помин Шелудивую кобылу. *** Кто что может сказать по этому поводу? У меня пока только один контраргумент: Овсень приходит прежде Рождества (Коляды). Но, в принципе, солнце рождается на несколько дней раньше, чем этот праздник отмечают, поэтому Овсень может быть синонимом Коляды... И ещё такой момент: не въехал в предпоследний текст. Куда это хозяин попёрся зимой пшеницу сеять? ;)))

Ответов - 21, стр: 1 2 All

Звенислав: Мирослав пишет: И ещё такой момент: не въехал в предпоследний текст. Куда это хозяин попёрся зимой пшеницу сеять? ;))) Значит не Новый Год ни разу !

Мирослав: Звенислав В таком случае и Коляда - точно не зимой. Ибо в тексте: "Ой авсень, Ой коляда!" :-) Может, в этом есть какой скрытый смысл? Может, специалисты по фольклору разъяснят?

Звенислав: Интересно, а может этот самый фольклёр ничто иное как нечто современное?


Мирослав: Звенислав Современный фольклор - это, в основном, анекдоты, "русский шансон" и бардовские песни, у которых авторов не знают... ;( А вообще, в фольклоре, конечно, есть архаичные и более поздние слои...

Звенислав: Так я и говорю... (шёпотом: "Подделка!")

Рьян: ну тут есть такой момент, что одни и те же песни и припевки пели как на Коляду, так и на Масленичное заговение, на Купалу и пр. праздники сезонного "лиховременья" (когда как бы спочинается весь белый свет заново). То есть на 4 главных праздника в колоходе.

Светлаока : Други, овсень осенью, - озимую пшеницу сеяли - поздно, под зиму, колосистые вы мои!!! Чеснок, кстати, сажают до 21 ноября, достаточно глубоко и далеко по календарю и холоду.

Рьян: Таусень,Таусень! (колядная) * * * Таусень, таусень! Дай блин, дай кишку, Свининную ножку - Всем понемножку! Неси - не тряси, Давай - не ломай! Е с л и п о д а д у т: У доброго мужика Родись рожь хороша: Колоском густа, Соломкой пуста! Е с л и н е п о д а д у т: У скупого мужика Родись рожь хороша: Колоском пуста, Соломкой густа! © Источник: Русское народное поэтическое искусство. Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов нац. отд-ний пед. ин-тов /Сост. Ю.Г.Круглов. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1987. - С. 5. Овсень, Овсень! (новогодняя колядная) * * * Овсень, овсень Ходил по всем По закоулочкам, По проулочкам: "Кишку, ножку Сунь кочерёжкой В верхнее окошко!"- "Здравствуй, хозяин С хозяюшкой! Где хозяин с хозяюшкой?"- "Уехали в поле Пшеничку сеять".- "Дай им бог Из полна зерна пирог!" Из словаря Даля ещё инф-ция: ЯНВАРЬ м. генварь, януарий, смол. явнурий, первый месяц в году; стар. сечень или просинец (лед синчик?); народное Васильев месяц, перелом зимы. Году начало, зиме середка. Январь два часа дня прибавит. Васильев день, авсень, [таусень]. Новый год. На Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на час). На Василия Великого (31 декабря) свиную голову на стол. Январские морозы, февральские метели. Январская треть (года): январь, февраль, март, апрель. ЩЕДРЫЙ (щадный?). щедливый вят. милостивый, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни, пособий; тороватый, тчивый или чивый, противопол. скупой. Щедр и милостив Господь, пслм. Щедр на слова, да скуп на дело. Нет щедрее его - на обещанья. Что беднее, то щедрее (или: то тчивее). Щедрый вечер, Васильев вечер, авсень и [таусень], канун нового года. Щедрить кого, придавать щедрости, тороватости; -ся, становиться щедрым, тороватым. Щедрость, свойство по прил. Бережливость впадает в скупость, а щедрость в расточительность. Он щедростию своею всех закупил. Щедрота, мн. щедроты, милость, снисхожденье, благодеяния, великие милости, великодушие. Щедротный нрав. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся его, Псалтирь. Милостию и щедротанием нищих Богу угодил, Степен. Кн. Щедрователь, -податель, великодушный наделятель. Он прославился щедролюбием своим. Не летай-ка ты, сокол, высоко, Таусень! Не маши ты крылами далёко! Много бояров во Москве, Нет боле крестьян по Русе, Нет такого молодца, Как Ивана Иваныча. Он на добром коне поезживает, Шелковой плеткой помахивает, На высок терем поглядывает. В высоком новом тереме Сидит девица-душа Зинаида Романовна, - И бела, и румяна, хороша, Что на грамотке написанная! Таусень! То-аосинь, то-аосинь! А ты уж Сонюшка честна, С отцом с матерью росла, Косу русу заплела, Приговаривала: "Ты расти, расти, коса, До шелкова пояса. Косник до пят, Жених догляд". То-аосинь, то-аосинь! А ты, бабушка, подай, Ты, Варварушка, подай, Подавай, не ломай, Будет сын Николай, Обломи немножко, Будет Ермошка. Середи двора Широкого, Ой таусень! Ой таусёнь! Середи крыльца Высокого Тут стояла скамеечка Серебряная. На скамеечке сидел Тут Кирей-от со женой, Тут Кирей-от со женой, Он и с Марфой со душой. Они думушку да Всё подумывают: Как нам сына-то женить, Как нам дочку бы отдать? А нам сына женить Со доброго со коня, А нам доченьку отдать С высокого терема. У Кирея-то у Митрича Золотая борода, Золотая борода да Позолоченный усок, Позолоченный усок, По рублю-то волосок. Ой таусень! Ой таусень! Уж ты ягодка красна, Земляниченька красна! Таусень! Отчего она красна? Во сыром бору росла. Уж ты Катенька умна, Свет Ивановна умна! Отчего она умна? Что у батюшки росла, У сударыни матушки Нежилася, Что и нежилася, Да лелеялася. Таусень! Уж ты ягодка красна, Во сыром бору росла. Таусень, таусень! Вот росла, росла, росла, Больше выросла. Не пора ли, не пора ль Нашу Машу сватать? Мы и свата пошлем, И другого пошлем, Мы и третьего пошлем, И по рукам убьем. Мы и Машу уведем К чужой матери, На чужую сторону, Ко чужому отцу. Таусень.таусень! Как у кочета головушка Краснехонька, Таусень! У Степана-то жена Хорошохонька, Она по двору идет, Ровно пава плывет, Она в избушку идет, Ровно буря валит, Впереди-то сидит, Ровно свечка горит, В пологу она лежит, Ровно зайка дышит. Таусень! Бласлови-ко нас, бог, утро Новый год! Таусень, таусень! Не летай-ко.ты, соколик, высоко, Не маши-ко ты крылом широко. Не примахивай кручину к молодцу, Ко Трофиму Алексеевичу. Собирается Трофим к заутрени, Надевает кафтан во сто рублей, Подпоясывает кушак во тысячу, Надевает шляпу - цены нету. Как пришел наш Трофим ко заутрени, Да и все люди сдивовалися: "Да и чей это такой добрый молодец? Да кто его воспоил, воскормил?" - "Воспоила его родна матушка, Воскормил же его родной батюшка, Возлелеяла его родна бабушка". Супротив его двора стоит горенка нова, Как во горенке любезная его Погляди-ко ты, любезная, в окно, Покажи-ко свое белое лицо. Уж я буду всем товарищам хвалить: "Хороша девка написанная, Уму-разуму насыпанная". Он по горенке похаживает, Он с гривенки на гривенку ступат, Он полтиною по горенке лукат, Он рублями-то ворота запират. Супротив его двора приукатана гора, Приукатана гора, принаколоты дрова: Хотят пиво варить, хотят Трошеньку женить. Да взять ли, не взять ли у Филиппа дочь, У Филиппа дочь, дочку Танюшку. Не держите под окном, подарите серебром, Да и дай вам бог да и в поле-то урод, Из восьминки три восьминки, из зернышка пирожок! Да чего же ты, хозяюшка, пожаловаешь: Или денег мешок, или каши горшок? Таусень, таусень! У Марьюшки у вдовушки На сдорочках, Таусень! Расстилалась мурава Шелковая, Убирать ее будет Марьюшка. Во тереме у Марьюшки, Милы деточки, Милы деточки Что звездочки. У тетушки у Марьюшки Часты бровушки. "Ты тетушка, Ты Марьюшка! Подари-ка нас, Недоросточков! Ты будешь дарить - Мы везде будем хвалить, А не будешь дарить - Всюду будем корить". Таусень! На горке ленок, Коляда! Зеленехонек растет, Степанидушка ленок Тонко прядет, Звонко точёт. Ей чарочку винца, Братыничку пивца, Коляда! Если не подадут: Сена клок, Вилы в бок! Коляда! Не ясен сокол во поле увивается, Таусёнь, таусёнь, увивается. Что Ваня на коне ти величается, Таусень, таусень, величается. Выходила же к нему сера утушка, Таусень, таусень, сера утушка, Сера утушка - родна матушка, Таусень, таусень, родна матушка. "Уж ты дитятко-дитё, чадо милое мое! Таусень, таусень, чадо милое мое. Не служи-ка королю, ты не ездий-ка в орду, Таусень, таусень, ты не ездий-ка в орду. Не служи-ка королю, служи белому царю, Таусень, таусень, служи белому царю. Как у нашего царя три беды стряслось, Таусень, таусень, три беды стряслось. Три беды стряслось, три церкви сгорело, Таусень, таусень, три церкви сгорело. Три соборныих, богомольныих, Таусень, тауеень, богомольныих". Не пора ли вам, хозявушки, за усенюшку платит Таусень, таусень, за усенюшку платить! Либо каши горшок, либо блюдо кишок, Таусень, таусень, либо блюдо кишок. Либо ступу молока, либо блюдо киселя, Таусень, таусень, либо блюдо киселя. Либо сена клок, либо вилы в бок. Таусень, таусень, либо вилы в бок! Чанны ворота, Посконная борода, Спеть ли вам таусёньку" Благослови нас бог, Завтра Новый год, Всё святые вечера! Таусень! Собирался Иван Ко заутрени; Надевал кафтан Во сто рублей; Подпоясывал кушак В тысячу; Надевал шляпу - Цены нету. У Ивана-господина Молодая жена. Она часто лежит, Всё прихварывает, Ивана-господина Всё обманывает. "Поезжай в Москву, Купи парчу! Я за эту за парчу Те сама заплачу: Либо сына рожу, Либо дочь хорошу". Таусень! Подавайте, не ломайте, Не закусывайте! Не дадите пирога - Сведем корову за рога! Ой баусень! Под яблонькой Под кудрявой, Под кудрявой Течет ручей, По тому ручью Плывет селезень. У батюшки Есть сыночек, Есть сыночек Павел-государь. Просился он, Молился он: "Пусти, батюшка, Пусти, матушка! На ручей погулять, Селезня поглядеть".. - "Дитя ль мое, Дитятко, То не селезень - Разлука твоя: Разлучить тебя хотят С отцом, с матерью, С отцом, с матерью, С родом, с племенем". Ой баусень! Подайте коровку, Масляну головку! Не обкусывайте, Не обламывайте, Не общипывайте! Не давайте пирога, А то корову уведем со двора. Овсень, овсень! Кишки да лепешки, Свиные ножки В печи-то сидели, На нас-то глядели. Уж ты бабушка, подай, Ты сударушка, подай! Овсень, овсень, Давай блин совсем! Подавай, не ломай, Будет сын Николай! Отломи немножко, Будет Ермошка! Отломи горбушку, Будет Андрюшка! Не подашь куляду, Я корову уведу! Уж ты бабушка, подай! Ты Варварушка, подай! Таусень, таусень! Ой коляда, коляда, Посконная борода! Открывай ворота, Выноси-ка пирога! Кто подаст лепешки - Золоты окошки. Кто подаст каши - Золотые чаши. Кто даст свежины - Золотые чугуны. Таусень, таусень!

Рьян: Овсень, коляда, Суконная борода! Кто не даст ножку - Расколю окошку, Кто не даст пирога - Уведу корову за рога, Кто не даст хлеба - Уведу деда, Кто не даст ветчины - Расколю чугуны. Овца яловая, Свинья жареная, Пятьдесят поросят, Одни ножки висят, Пятьсот гусят, Одни лапки висят! С праздником, с Новым годом, с новым счастьем! На каждую пищу пудов по тыще! Уж ты сивая свинья, Таусень! На дубу гнездо свила, Поросяток вывела. Поросяты полосаты По сучкам пошли, А один упал, Ко мне в кузов попал, Веретена перломал. Веретена неточёны - У них пятки золочёны. Таусень! Ой баусень! По завалинке Бежит хорек, Тащит кишку В рядном мешку, Сидит на загнетке В черной салфетке, Ой баусень! Тешен, потешен, Хозяин-от повешен За задний желоб, За черный волос. Волос-от сорвался, Хозяин оборвался. О камень зубами, О тын головой, О щепицу бородой. "Таусень дуда, Ты где была?" - "Коней пасла". "Что выпасла?" - "Коня в седле, В золотой узде". "А где кони?" - "За воротами стоят", "Где ворота?" - "Водой снесло". "Где вода?" - "Быки выпили". "Где быки?" - "За горы ушли". "А где гора?" - "Черви выточили". "А где черви?" - "Гуси выклевали". "А где гуси?" - "В тростник ушли". "А где тростник?" - "Девки выломали". "А где девки?" - "Замуж ушли". "А где мужья?" - "На полатях сидят, Одни лапотки плетут, Другие шапочки пушат, Перепушивают. Одна шапочка пропала, Знать, татарочка украла". В переднее окошко Блин да лепешку, А в заднее окошко - Поросячью ножку!

Рьян: На границах Орловщины с Курской и Черниговской губерниями под Новый год получил распространение обряд "Овсень" или "Таусень", похожий на "Колядки". Толпа девочек и мальчиков с мешком ходила по дворам и кликала: "Овсень! Овсень! Овсень ходил по всем: по стареньким, по маленьким". Обряд "Овсень" был связан с мифологическим персонажем древних славян Овсень (Аусень, Баусень, Таусень, Овсень, Усень). Название произошло от слова "юсинь" — первый месяц года, начало нового временного цикла. Персонаж Рождественского праздника. Аусень шел первым и готовил тропу, наводил мосты для Рождества и Крещенья, идущих следом. Распространение обряда "Таусень" отмечалось в деревнях Орловщины, расположенных по правому берегу реки Оки. Данный обряд наиболее близок к народным играм: Попрыгала козка, Таусень! По бабьим, по грядкам, Таусень! Что козка ищет? Таусень! Я ищу брусочек, Таусень! В деревне Степное и в селе Троицком Орловского уезда Орловской губернии бабы и девки с молодыми ребятами ходили на берег реки кликать зиму: Новый год приходи, Старый год угони, Себя покажи. Почти во всех крестьянских избах под Новый год, чтобы умилостивить мороз, варили овсяной кисель. Мороз, Мороз, Не бей наш овес! Лен да конопли Как хочешь колоти.

Рьян: В глубочайшей древности Авсень (Овсень, Усень, Таусень) почитался нашими предками как божество, возжигающее солнечное колесе и дарующее миру свет. Подобно светоносному богу древних германцев Фрейру, он при зимнем солнцеповороте выезжал на небеса на борове с золотой, сияющей щетинкой: позднее русских сказках мы встретим волшебную свинку - золотую щетинку. В ту пору Новый год праздновали 1 марта, поэтому естественно: что он считался весенним богом, воплощением Весны. Авсень открывал путь новому лету, вез из небесного сада Ирия, то есть райской страны, щедрые дары плодородия и распределял их между смертными согласно божественному предопределению: одним щедро, с избытком, другим скудно. Ритуалы «закликания весны» означали торжество Авсеня над зимой и стужей. Из глубокой древности идет обычай выпекать «жаворонков» - весенних птичек. Дети бегали с ними по улицам, садам, огородам, полям, стараясь поднять птичек повыше. Их даже прикрепляли к крышам и шестам, ну а потом съедали во славу Авсеня. Взрослые собирались на берегу реки, раскладывали костер, пели веснянки. После перенесения Нового года на 1 сентября, а потом и на 1 января, об Авсене продолжали вспоминать. 31 декабря «авсенщики» ходили по деревне, разбрасывая вокруг изб зерно, оставленное для посева, распевая: Авсень, Авсень, Шелкова борода, Золотая голова, Подай пирога Или курочку с хохолком, Петушка с гребешком; Подай денежку с орлом И копеечку с копьем! Всю ночь, до рассвета, варили кашу Авсеню. Принеся крупу из амбара, ее не касались до тех пор, пока не истопится печь. Когда хозяйка «затирала» кашу, следовало произносить заклинания, чтобы зерно хорошо росло в будущем году. Горшок ставили в печь с поклонами. Ну а когда каша варилась, за ней пристально наблюдали, ибо в это время можно было кое-что узнать о будущем: если каша из горшка вылезет или он треснет при варке, дому грозит какая-то беда. Густая каша, румяная - будет хороший урожай, жидкая, бледная - недорода жди. В общем-то, с приметами этими старались бороться: если каша не удалась, ее просто выбрасывали. Ну а если она сулила приятные события, то ее съедали. «Авсенщики» в своих песнях часто вспоминали бога, который сам ходит по домам добрых и трудолюбивых хозяев, благословляя их жизнь и труд: Таусень! Благослови-ка, бог, Утра Новый год! И святые вечера!.. До сих пор в западных областях России сохранился такой обряд: накануне Нового года в деревнях ряженые водят по домам двух юношей. Один - в венке из сжатых колосьев и в богатом одеянии, другой - в ветхом рубище и соломенном венке. При входе в избу юношей завешивают длинными покрывалами и предлагают хозяину сделать выбор. Выбравшему богатого гостя, а значит, счастливую участь, ряженые поют хором песню, предвещающую щедрый урожай, а неудачника осмеивают. Впрочем, он может откупиться блинами-пирогами, свиными ножками, сладостями и испытать судьбу еще разок-другой, чтобы на сей раз выбрать пророка удачи Авсеня. Откуда же произошло само имя Авсень? На сей счет ученые спорят вот уже полтора столетия. Наиболее правдоподобно толкование, связывающее Авсеня с древнерусским словом оусинь (юсинь) - синеватый.

Рьян: Авсень, Баусень, Овсень, Таусень, Усень Авсень, Баусень, Овсень, Таусень, Усень в восточнославянской мифологии персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла («Ехать там Овсеню да новому году») и плодородием. Иногда в народных песнях представляется антропоморфным. Атрибуты А. - кони. Можно предположить генетические связи А. с балтийским Усиньшем и др.-инд. Ушас. В.Т., В.И. Источники: Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с. Тут я бы вспомнил Усыню, и задумался о том кто же тогда Горыня (Гор-Хор, Хорс видимо) и Дубыня :)

Рьян: Мифологический Словарь -------------------------------------------------------------------------------- СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ АВСЕНЬ, Баусень, Таусень, Говсень, Овсень, Овсей, Усень в восточнославянской мифологии ритуальный персонаж, связанный с Новым годом (или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия; персонифицированное начало года-прибытка (урожая). А. фигурирует в песнях колядочного типа (см. также Коляда), распеваемых во время праздника на стыке Старого и Нового года, также называемого А. Празднества носили карнавальный характер. В большинстве известных колядных песен имя А. и его варианты употребляются преимущественно как восклицания-междометия, уже лишенные своего первоначального смысла. Но сохраняются и примеры, где А.— имя ритуального персонажа, персонифицирующего соответствующий праздник и его центральное событие — «авсеневый» ритуал: А. идёт по дорожке, находит (или делает) топор, срубает сосну, мостит мост, по которому идут (или едут) три брата, также олицетворяющие годовые праздники (напр., Рождество Христово, Крещенье, Васильев день). Далее вводятся мотивы еды, обычно ритуальной (блины, лепешки, каша, пирог, свиные ножки, кишки и т. п.), после чего следуют разные типы благопожеланий. А. связан также с мотивом коня (в ритуале с вождением «кобылки»): в песнях А. едет вместе с Новым годом. Вероятно, наиболее старой формой имени А. нужно считать Усень, употребляющейся в документах 17 в. или в архаичных песнях. Формы типа Таусень, Баусень, Говсень и т. п. объясняются также, видимо, из «Усень» и соответствующего восклицательного элемента (та, ба, гой). Наиболее правдоподобны этимологии, связывающие имя А. со ст.-рус. оусинь (юсинь) «синеватый», ср. названия декабря и/или января (стык одного и другого года) типа «просинец» в разных славянских языках (от синевы, сияния, характеризующего небо в этом отрезке цикла). Ещё более перспективно выведение имени А. из глагола, обозначающего восход солнца, начало светлой части дня и года, ср. лит. austi (pavasaris is-austa, о начинающейся весне, латыш, diena aust, о начинающемся дне) и т. п.; от этого же корня образованы и обозначения утренней зари — лит. Аушра, др.-инд. Ушас, др.-греч. Эос, лат. Аврора: ср. рус. «утро» при верхне-луж. justry (*us—tr=) и др. Из конкретных мифологических персонажей других традиций А. ближе всего к латышскому Усиньшу

Рьян: Другой вид поздравительных святочных песен – таусени (таусень, таусень-маусень, усень и др.). Существуют разные версии происхождения слова «таусень». По одной из них, Таусень (Усень) - славянский бог молодого, нарождающегося Солнца. По другой, «таусень» - производное от мордовского «Таусяй» - древний бог, покровитель свиней, чествуемый эрзянами на Новый год. О соприкосновении русской и мордовской культур говорит и территориальное «расселение» таусеней на Нижегородчине, зафиксированное повсеместно по центральным и южным районам, включая граничащие с Владимирской, Рязанской областями и Республикой Мордовия (см. карту). Указанная часть Нижегородской области являлась исконно мордовскими землями ( поселения мордвы и сейчас имеются в Лукояновском, Больше-Болдинском и некоторых других районах). И таусени – величальные новогодние песни –вероятнее всего «жили» здесь до прихода русских (в архиве Дома фольклора есть таусени на мордовском языке). По прошествии веков таусени «обрусели» и бытуют в народе по сей день. Таусени, как правило, более мелодичны, чем метрично скандируемые колядки. Характер таусеней – величальный: подробно описывались и умышленно приукрашивались достоинства объекта величания. Таусени пелись обычно кому-то персонально – девушке, парню, молодожёнам, парню, которого забирают в солдаты и т.д. Явно прослеживается связь таусеней с величальными свадебными песнями. Некоторые таусени поются именно в целях ускорить приближение свадьбы – «припеть невесту» в доме будущего жениха (Вознесенский, Больше-Болдинский районы). Таусенька Вознесенский район, село Суморьево Записано от Шониной Марии Алексеевны, 1926 г.р. Запись: Харлов А.В. 1993 года. Расшифровка: Тихомирова Е.В. Как у нашива двара Разливалыся вода. Как на этый ны ваде Расстилалася трава. Как на этый ны траве стаит дров кастёр. Все нирублиныя, Нипаленишныя. Нам зачем эти драва ? Нам пива варить, Нам сына жинить, сынка Ванюшку. Уж нам взять-та ни взять Красну девицу, Душу Машен(и)ку. Он как вьюн, ишь,.над вадой Увива(и)лыси, А как Ванька с мыладой Цылава(ые)лыси. Как на речки дьве дащечки, Па им нихто ни прайдёт. Адин Ванька пиришёл, Он и Машку пиривёл. - Когда пелось? - Пелось перед Новым годом. Это таусенька, это как колядуют. Вот подходют ко двору девки. И кричат: «Спеть что ли вам? Припеть невесту?» «Припойтя!» Уж там все знают и готовютца. И начинают под окном девки петь. Спели эту, заходют дьве. Там им либо пирог подают, ай какие блины, или што ещё там. Ты песни не поёшь, хотя нарядишь! В Нижегородской области встречаются и другие формы колядования. Так, например, на юге области в селе Лапша Первомайского района зарегистрирован единственный случай пения виноградья («Как не ягодка красна») – вида святочных величальных песен, характерных для русского Севера (Архангельской, Вологодской и других областей).

Зорич: Вечером под Новый год у Мордвы справляется таунсяй, что значит свиной (праздник). Отсюда, кажется, произошел и русский таусень или авсень, обряды которого очень сходны с обрядами мордовского таунсяя. Русский таусень едва ли не старинный мордовский обряд, перешедший к русским. По крайней мере он справляется только в тех местностях Великой Руси, где издревле обитала Мордва. Вот как празднует Мордва свой свиной праздник. Накануне Нового года зажиточные люди, у которых много свиней, колют свинью с такими же почти обрядами, как перед рождественским праздником. Но назначенная на заклание свинья живет в избе, пока не заколют рождественскую, а потом отправляется в особый от других свиней хлев, где откармливается до 31-го декабря. Распаренный веник при заклании её не употребляется. У небогатых людей, которые не в состоянии заколоть на святках двух свиней, от рождественской оставляют к Новому году ножки, непременное кушанье в праздник таунсяй. Свиные ножки варят накануне Нового года, в тот же день делают пресные лепешки на свином сале, пирожки в виде свиней и сдобные колобки в форме и размере куриного яйца. Как и накануне Рождества, мальчики и девочки ходят по домам (но без березовых веников и без штатола в фонаре) с следующею песней: Таунсяй! Расступись, земля, Уродися, хлеб, Колос с дугу, Зерно с кочедык, А соломушка С оглоблюшку. Таунсяй! Зерно толкай27, Пироги пекай28, Клади в окно: Прилетит голубок29, Возьмет зернушки, А мы пирожок. Таунсяй! Наша подачка В дверь не пролезет, В окошко шлет. Свины ножки, лепешки, В печке сидели, На нас глядели. Таунсяй! Если поющим нескоро подают, они стучат в заслоны, звонят в колокольчики и поют: Подавай пирога!- Не дашь пирога, Замараем30 ворота; Не дашь каши горшок, Всадим вилы в бок; Подавай пирога, Пшенной каши горшок, Таунсяй! Когда же подадут им в окно лепешек, свиных ножек и пшенной каши, дети величают хозяев: У Денянь Лазунясь31 Изба светла, Окошки белы, Ворота пестры, Вереи красны, Таунсяй! Денянь Лазунясь Светел месяц, Молода мазай32, Красно солнышко; У Деняня детки Частые звездки. Таунсяй! Уродися Денян хлеб - Не провезти в ворота, Уродися поросят, Телят, ягнят, Гусей, лебедей, Серых уточек. Таунсяй! После величанья хозяина дети входят в дом, и старший из них, что носит мешок, куда кладут подачки, вынимает из рукавицы насыпанные туда зерна разного хлеба и бросает на хозяев, приговаривая: "Корминечек-Пас пошлет хлеба на вас!". Хозяева собирают эти зерна и хранят их до посева. Обойдя деревню, дети собираются в один дом и ужинают собранным. Взрослые не едят этих подачек, но часть их отдается курам, уткам, гусям, телятам, поросятам, ягнятам, но отнюдь не старому скоту.

Мирослав: Рьян Рьян пишет: ну тут есть такой момент, что одни и те же песни и припевки пели как на Коляду, так и на Масленичное заговение, на Купалу и пр. праздники сезонного "лиховременья" (когда как бы спочинается весь белый свет заново). То есть на 4 главных праздника в колоходе Читал (у Байбурина), что, по традиционным представлениям, обновление мира происходит вообще на каждом кологодном празднике... А вот упоминаний о том, чтоб колядки пели на Масленицу или Купалу ни разу не встречал.

Рьян: Мирослав пишет: обновление мира происходит вообще на каждом кологодном празднике... Обновление да, один ход Коло-череда обновлений природных, здесь имелось в виду новолетие, сотворение мира заново, его обновление (в данном контексте) с новым ходом Коло. Мирослав пишет: А вот упоминаний о том, чтоб колядки пели на Масленицу или Купалу ни разу не встречал. Многие песни состоят полностью, либо "нарощены" набором тематических частушек (четверостиший), и колядки относятся к ним же. Упоминания же пения колядок на Масленицу я встречал, на Ивана Купалу не встречал, но в иные полухристианские праздники есть упоминания (правда в основном поэтический образ тот же, изменён контекст, но в общем получается всё одно практически слово в слово).

Мирослав: Рьян Рьян пишет: но в иные полухристианские праздники есть упоминания (правда в основном поэтический образ тот же, изменён контекст, но в общем получается всё одно практически слово в слово). Рьяне, кинь пару штук, если не сложно.Интересно, как это выглядит... Рьян пишет: с новым ходом Коло. Под "ходом Коло" ты подразумеваешь расстояние от одной солнечной фазы до другой?

Рьян: http://www.velesur.esoterik.ru/culture.php источник с конкретными примерами мне сейчас не найти - мало времени, и нет желания. под ходом коло мыслю год (ход) солнечный.

Мирослав: Рьян Благодарю. Скачал некоторые интересные вещи. :-) Так мир-то когда начинается заново: на каждый солнечный праздник, на каждый праздник вообще, или только на Новый Год? Мыслю, что обновление, по традиционным представлениям, происходит на каждом празднике, а самое главное - на Новый Год... А сезонное лиховременье - тогда или на каждый праздник вообще или только по важнейшим солнечным праздникам. Последнее, мне кажется, более вероятно - ведь на Деды грань между мирами также, по традиционным представлениям, истончается, а это - не дата солнцестояния \ равноденствия. Да и гадание в канун фактическои любого праздника подразумевает это самое истончение грани, оно же "лиховременье"... А про Таусень - так, получается, это всё-таки имя Бога Солнца зимой? Или же - вообще в любое время? Или дело в том, что Новый Год переносился с одного праздника на другой (и потому колядки поют на Масленицу (у персов же Новый Год - весеннее равноденствие), а на Купалу не поют)?

Рьян: Да, обновление на новый год, другое дело что новый год в разное время по разному на годовое коло приходился (мыслю и в разных племенах инаковое время разделяли), возможно оттого и сумятица некая. По остальным вопросам - я уже не раз писал о солнечных сезонах (лунный сезон-месяц), и просто лень снова всё начинать. В целом же мысль твоя правильно идёт.



полная версия страницы